Налоги и бухучёт: с какими проблемами столкнётся бизнес в 2024 году

Эксперты считают, что поправки в Налоговый и Трудовой кодексы, вступившие в силу осенью 2023 года, могут осложнить работу бухгалтеров и HR-специалистов компаний. В итоге это может привести к росту числа штрафов и налоговых недоимок. В ходе делового завтрака представители петербургского управления ФНС, комитета по финансам, а также коммерческие эксперты в части правовой помощи бизнесу рассказали о важных аспектах, касающихся налогов и бухучёта.

По итогам 2023 года доходы бюджета Петербурга составили 1,1 трлн рублей. При этом на налоговые и неналоговые доходы пришлось 97% в его структуре, а 3% ― на безвозмездные поступления ― в основном из федеральной казны. Многих продолжает интересовать тема налога на имущество от кадастровой стоимости. По словам заместителя председателя комитета финансов Санкт-Петербурга Лилии Фалалеевой на эту часть приходится примерно треть от всей суммы налога на имущество организаций в Петербурге. "В этом году было решено сохранить ставку налога в 1,5%, хотя у субъекта есть право увеличить её до 2%. Это решение было продиктовано изменениями в экономике с целью поддержки бизнеса", ― подчеркнула Фалалеева. Она добавила, что на региональном уровне правительство не может отменить решение о введении кадастровой стоимости, но содействует бизнесу со своей стороны льготами.
Так, в 2024 году предприниматели смогут уменьшить сумму налога на имущество в отношении объектов недвижимости, у которых новая кадастровая стоимость выросла более чем на 20% по сравнению с прошлым годом. Однако это не распространяется на объекты недвижимости, права собственности на которые оформлены в 2024 году. "Последний раз кадастровая оценка проводилась в 2018 году, с того времени стоимость объектов кратно увеличилась. Поэтому такое решение было компромиссным для города и бизнеса", ― сказала Лилия Фалалеева.

Не обошлось без изменений

Одним из наиболее востребованных инструментов у граждан являются социальные вычеты по расходам, связанным с медицинскими, физкультурно-оздоровительными, образовательными услугами и страхованием. Среди всех налоговых вычетов на таковые приходится треть деклараций и заявлений от налогоплательщиков.
Общий предельный размер социальных вычетов с 2024 года увеличен со 120 тыс. до 150 тыс. рублей (не включаются расходы на обучение детей и по дорогостоящему лечению), а на обучение детей ― с 50 тыс. до 110 тыс. рублей.
По расходам налогоплательщиков, понесённым с 1 января 2024 года, предусмотрены изменения, в частности, введены унифицированные документы, подтверждающие право на социальные налоговые вычеты, возможность направления в налоговый орган сведений о расходах непосредственно организациями, предоставившими услуги. Также реализована возможность получения социальных вычетов в упрощённом порядке.
Справки об оплате услуг выдаются или направляются в электронном виде организациями, предоставившими услуги, по заявлениям налогоплательщиков. Форма может содержать QR-код, по которому считывается необходимая информация, как налоговыми органами, так и физическими лицами, отметила заместитель начальника отдела налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов УФНС России по Санкт-Петербургу Наталия Наговицина.
Эксперт обратила внимание собравшихся, что эти нововведения касаются расходов, понесённых в 2024 году. Для подтверждения расходов, произведенных до 1 января 2024 года, необходимо представлять комплект подтверждающих документов, как и ранее.
В отношении периода 2023 года изменён срок предоставления налоговой декларации по налогу на имущество организаций, напоминают в УФНС. Она предоставляется в отношении объектов, которые облагаются налогом исходя из среднегодовой стоимости. Срок представления деклараций в 2024 году ― 26 февраля ― чтобы у налогоплательщиков не было необходимости предоставлять уведомление об исчисленной сумме налога на имущество (в прошлом году нужно было предоставлять и уведомление, и декларацию). "Те, у кого в собственности есть объекты, облагаемые налогом по кадастровой стоимости, должны представить в этот же срок уведомление об исчисленной сумме налога", ― пояснила начальник отдела налогообложения имущества и камерального контроля УФНС России по Санкт-Петербургу Елена Королькова.
Она отдельно напомнила о том, что налогом по кадастровой стоимости облагаются не только объекты, включённые в перечень ККИ, но также, например, жилые здания, гаражи, машино-места, объекты незавершённого строительства, доходные и дачные дома. В этом вопросе часто возникают сложности: предприниматели удивляются, почему они, будучи на упрощенной системе налогообложения (УСН) вдруг оказываются обязаны платить налог на имущество организаций, говорит Елена Королькова. Если налогоплательщику принадлежит помещение, но он не нашёл его в перечне ККИ, необходимо проверить наличие кадастрового номера здания, в котором находится помещение. Также возникают вопросы по площади объекта, в законе Санкт-Петербурга "О налоге на имущество организаций" указаны ограничения в 1 тыс. м2. "Но площадь помещения, которым владеет налогоплательщик, не зависит от того, облагается оно по кадастровой стоимости или нет, потому что эту 1 тыс. м2 ограничивают только помещения, находящиеся вне ТЦ и административно-деловых центров. Если же помещение находится в ТЦ, то независимо от его площади налог исчисляется по кадастровой стоимости", ― подчёркивает эксперт.

Практика покажет

Не теряет актуальности для предпринимателей и тема НДС. Как уточняют эксперты, проблемы у организаций возникают, когда не сформирован источник для вычета налога. Если же компания стала жертвой недобросовестного контрагента, есть возможность использовать налоговую оговорку договора.
Как отмечают эксперты, всё более актуальной для предприятий становится возможность воспользоваться услугами медиации. Кейсами из реальной практики с участниками делового завтрака поделился генеральный директор ООО "Европейский центр правовой помощи" Роман Самойлов. Например, в прошлом году одному из клиентов его компании пришёл вызов в Межрайонную инспекцию МИФНС №30 по Санкт-Петербургу в связи с имеющимся налоговым разрывом. "За три предшествующих года было выявлено порядка 80 млн рублей налоговых рисков в части НДС. Нами было выработано решение ― согласовать график рассрочки примерно на 22 млн рублей за 2020 год в результате чего деньги поступили в бюджет", ― рассказал он. Другая компания тоже связалась с фирмой-однодневкой и потеряла на этом «сотрудничестве» порядка 15-18 млн рублей. Устранить разрыв компания должна была за 2 месяца, что в реальности не представлялось возможным. Тогда эксперты предложили начислить указанную сумму НДС и одновременно обратиться в Межрегиональную инспекцию ФНС по управлению долгом, благодаря чему организация получила рассрочку по выплатам задолженности.
Роман Самойлов отмечает, что часто руководители небольших предприятий не обладают достаточной компетенцией, чтобы предоставлять интересы организации в подобных ситуациях. Игнорировать сообщения о наличии налоговых рисков от ФНС, разумеется, не стоит, в подобном случае верным решением может стать обращение к медиатору.
Отдельный вопрос касается выездных проверок. Правоохранительные органы включаются в состав осуществляющих такие мероприятия комиссий, и в этом случае у плательщиков возникает гораздо меньше шансов уйти от ответственности. "Камеральная проверка влечёт те же самые недоимки и штрафы, что и выездная, ответственность по актам камеральной проверки впоследствии могут перейти на человека, который является фактическим бенефициаром фирмы. Также интересное для нас такое веяние, как проверка физических лиц. Анализируются все счета физлица, все карты, вклады, инвестиционные счета. Скрыть что-то становится просто невозможно", ― указал управляющий партнёр ООО "Европейский центр правовой помощи" Александр Егоров.
Эксперты рекомендуют владельцам бизнеса не оставлять без внимания такие вопросы, а обращаться к представителям компетентной правовой помощи: это позволит в конечном счёте сэкономить временные и финансовые ресурсы.
Продолжение материала читайте здесь.