В адресную инвестпрограмму Петербурга добавили денег на дороги

Автор фото: ТАСС

Адресная инвестиционная программа требует более 643,1 млрд рублей на ближайшие 3 года. Из них 208,6 млрд необходимо уже в 2024–м.

В предстоящем году на реализацию мероприятий адресной инвестпрограммы (АИП) будет направлено порядка 16% расходной части городского бюджета. Эксперты отмечают, что рост финансирования АИП даёт городу больше возможностей для развития, однако ключевые проблемы одними лишь деньгами решить не получится.
Согласно проекту городского бюджета, в 2024 году АИП профинансируют на 208,6 млрд рублей, в 2025–м город планирует потратить 213 млрд, а в 2026–м — 221,5 млрд.
Как сообщил в своём telegram–канале председатель бюджетно–финансового комитета Законодательного собрания Санкт–Петербурга Денис Четырбок, на развитие транспортной системы в рамках АИП планируется направить 86 млрд рублей — 41,2% от всей суммы АИП в 2024 году. Это самая крупная графа расходов. Город ожидает завершения работ по 26 объектам дорожного хозяйства, включая строительство подземных переходов к Биржевому мосту и в районе "Лахта Центра", строительство одной и реконструкцию трёх дорог в Кронштадте, реконструкцию Петрозаводского шоссе.
На втором месте по тратам — государственная программа "Развитие образования в СПб". На неё планируется выделить 47,6 млрд рублей (22,8% от всей АИП). По ней ожидается завершение строительства 15 школ, 14 детских садов и одного колледжа. Старт будет дан строительству 10 детских садов и 9 школ.
Далее следует госпрограмма "Развитие здравоохранения в Санкт–Петербурге" — 16,3 млрд рублей, или 7,8% АИП. По ней должны достроить две поликлиники, три станции скорой помощи, кожно–венерологический диспансер и начать строительство медицинского колледжа.
Президент НИУ ВШЭ в Санкт–Петербурге Александр Ходачек отмечает, что финансирование АИП зависит ещё и от того, насколько готовы подрядные и ответственные за реализацию организации. Например, строительство метро требует не только денег, но и мощностей подрядной организации. Он указывает, что в Москве на транспорт тратят порядка 500 млрд рублей в год, а у подрядных организаций все процессы поставлены на конвейер. Петербург сильно отстаёт от этих показателей, в связи с чем и возникают проблемы с открытием новых станций.
"По информации губернатора, в ближайшем будущем бюджет по доходной части может достичь 1,5 трлн рублей. Отсюда идёт существенное увеличение АИП, хотя не так давно программа ограничивалась суммой 100 млрд. В АИП, кроме строительства объектов социальной инфраструктуры, входит оборудование, составление проектной документации, подготовка смет. Поэтому увеличение — это очень хорошо. И сейчас оно идёт опережающими темпами", — подчёркивает эксперт.
Директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский полагает, что динамика финансирования зависит не только от наращивания объёмов строительства, но и из–за удорожания материалов.
"Наиболее затратной традиционно выглядит программа “Развитие транспортной системы СПб”, исполнение которой неоднократно сталкивается с трудностями из–за неконтролируемого зачастую роста цен на стройматериалы и в связи со сложностью в выборе тех или иных подрядчиков. Это наглядно демонстрируется отставанием от плана по некоторым объектам и, как следствие, срывом сроков по ним. Поэтому программа будет с высокой вероятностью нуждаться в дополнительных финансовых вливаниях", — считает эксперт.
По мнению Жарского, исполнение программ по развитию образования и здравоохранения будет меньше подвержено внешним экономическим шокам. Из–за их растянутости по времени часть нереализованных задач может быть безболезненно перенесена на последующие годы.