Аренда студий и "однушек" в Петербурге подорожала на 20% из–за студентов

Автор фото: ТАСС

В петербургские вузы летом поступили 20 тыс. иногородних студентов. Рост спроса привёл к повышению цен на аренду жилья. Всё чаще вместо квартир и комнат приезжие выбирают апартаменты.

По данным БН.ру, за 4 месяца, с июня по сентябрь, средняя стоимость аренды жилья в Петербурге выросла в зависимости от сегмента на 5–20%.
Рост цен происходил на фоне повышения спроса. Как говорили в сервисе "Яндекс Аренда", осенью просматривать объявления стали на 30% чаще, чем в июле, а количество доступных объектов сократилось на 18%.
"В этом году рынок очень активен. Родители абитуриентов искали хорошие варианты рядом с вузами. При этом спросом пользовалось всё — от студий до трёх– и четырёхкомнатных квартир, которые снимали в складчину", — рассказывает Юрий Сергеев, генеральный директор АН "Динас".
"Денег в этом году действительно стало больше. Как и арендаторов — иногородних студентов", — соглашается Андрей Вересов, эксперт рынка недвижимости.
Впрочем, как говорят эксперты, в начали октября цены снизились. "Все, кто хотел арендовать, уже арендовали. Поэтому арендодатели начали постепенно снижать цены", — говорит Юрий Сергеев. По его оценкам, стоимость упала на 2–3%.
Традиционно рынок аренды жилья летом–осенью разогревают иногородние студенты, приезжающие в Петербург учиться. По оценкам председателя Совета ректоров вузов Санкт–Петербурга и Ленинградской области Алексея Демидова, в этом году на долю иногородних студентов пришлось 76% заявлений о поступлении. Всего вузы города приняли 29,5 тыс. абитуриентов.

Каждому пятому

Всё большую конкуренцию серому квартирному рынку аренды составляют апартаменты. По данным аналитиков DVA Group, число "студенческих" обращений за последние 3 года выросло вдвое. "Если в 2020 году количество учащихся–интересантов, которые хотели бы арендовать юнит в апарт–отеле, не превышало 5–7%, то в этом сезоне это уже каждое пятое–шестое обращение", — рассказывает директор по продажам DVA Group Алексей Бушуев.
По его мнению, главное, что интересует родителей студентов, — безопасность, комфорт и юридические гарантии: арендатора не могут без причин выселить из квартиры в любой момент. "Кроме того, растёт количество инвестиционных сделок, когда родители иногородних студентов приобретают юниты в отелях, чтобы не только поселить своё чадо, но и приобрести доходную недвижимость, которая в дальнейшем может приносить прибыль", — рассказывает Алексей Бушуев.
С ним согласен директор по развитию VALO Евгений Лукьянчиков. "Действительно, апартаменты всё больше пользуются спросом у студентов и их родителей. Факторов, влияющих на выбор, очень много. В пользу апартаментов играет безопасность, в том числе в части финансово–договорных отношений. И, конечно, наличие сервисов, таких как уборка, фитнес, завтраки", — говорит он.
Чем ближе комплекс к университету, тем больше в нём проживает студентов, отмечает операционный директор "МТЛ Апарт" Варвара Кожевникова.
"Апартаменты интересны для иногородних студентов тем, что они чувствуют себя безопасно и спокойно и им всегда есть к кому обратиться, — считает она. — Многие родители предпочитают выбирать апартаменты по тем же причинам. Охрана, клининг, УК, которая в случае чего может помочь молодым иногородним гостям освоиться в большом городе. Также тарифы “всё включено” позволяют просчитать будущие расходы. Тариф включает в себя уборку и коммунальные услуги, никаких дополнительных затрат не появляется".

Выгодная аудитория

Для апарт–проектов работа со студентами — хороший способ диверсифицировать доходы.
"Молодые люди преимущественно проживают в период с сентября по май, когда большая часть номерного фонда переведена в долгосрочную аренду, что также позволяет поддерживать высокие показатели загрузки в так называемый низкий период", — рассказал директор по развитию сети апарт–отелей YE’S Антон Агапов.
Нередко сотрудничество между арендаторами и арендодателями происходит на уровне вузов и УК, которые имеют прямые контракты.
Как объясняют участники рынка, студенты — это очень интересная аудитория для владельцев и управляющих апарт–отелей. Они формируют среду, рекламируют отель в соцсетях, приводят друзей. Вокруг них можно формировать программы мероприятий, которые будут привлекать дополнительную аудиторию, говорят эксперты.
Впрочем, есть и сложности. Они касаются в основном соблюдения правил отеля, своевременного внесения арендных платежей и т. д. "Молодые люди любят устраивать шумные тусовки, поэтому бывают жалобы от соседей. Они не всегда привыкли быть ответственными за свои действия, поэтому иногда приходится решать вопросы через их родителей (по ущербу, по оплате проживания)", — рассказывают в VALO.
Отдельный сегмент арендаторов — иностранные студенты. Как говорят участники рынка, они предпочитают проживать в апарт–отелях, потому что такой формат приближен к стилю жизни в их странах больше, чем традиционные российские общежития. А частные арендодатели не всегда готовы размещать иностранных студентов из–за вопросов с регистрацией, которую необходимо предоставить.
С иностранцами возникают свои сложности. "Например, при работе со студентами из Китая возникает проблема с коммуникациями. Большинство гостей не говорят по–английски. С нами они общаются на русском с помощью онлайн–переводчиков", — говорит генеральный директор УК "Докландс" Татьяна Шашина.