Вокруг базы отдыха "Тихий берег" в Ленобласти разгорелись громкие споры

Автор фото: vk.com

В Петербурге расследуется хищение имущественного комплекса базы "Тихий берег", стоимость которого следствие оценило в 300 млн рублей.

Как стало известно "ДП", следственный отдел Калининского района Главного следственного управления СКР по Петербургу возбудил уголовное дело о хищении имущественного комплекса базы отдыха "Тихий берег" — участка 13,5 га, расположенного на берегу Суходольского озера (Приозерский район Ленинградской области) с коттеджами. Кадастровая цена земли и зданий — 75,5 млн и 5,6 млн рублей соответственно. Однако следствие оценивает актив (право аренды земли и сами здания) не менее чем в 300 млн рублей.
Этот участок в 2008 году ООО "Содействие", принадлежащее в равных доля Людмиле Пирумовой и Михаилу Дьяченко, арендовало у правительства Ленобласти на 49 лет. По согласованному с чиновниками плану освоения территории там было построено восемь коттеджей для отдыха.
По версии следствия, Дьяченко без согласия своего делового партнёра совершил крупную сделку. В 2021 году он заключил договор переуступки права аренды Жаннетте Прокопенко за 2 млн рублей. В этом же году она зарегистрировала обременение — своё право аренды этого участка. Кроме того, по данным правоохранителей, Дьяченко не известил Пирумову о собрании учредителей "Содействия", где обсуждалась эта сделка.
Следствие задержало Дьяченко, предъявив ему обвинение по двум статьям УК — 201 (злоупотребление полномочиями) и 160 (присвоение или растрата). В конце сентября по ходатайству силовиков Калининский райсуд Петербурга отправил Дьяченко в СИЗО до 27 ноября. Людмила Пирумова признана потерпевшей.
Среди доказательств в уголовном деле фигурируют показания таможенного брокера Игоря Хавронова, приговорённого в 2018 году к 7,5 года колонии строгого режима и штрафу 1,5 млн рублей за уклонение от уплаты таможенных платежей и создание преступного сообщества. Потерпевшая Людмила Пирумова приходится ему тёщей, следует из его показаний. По версии Хавронова, ранее он вместе с двумя партнёрами приобрёл "Содействие", а затем они профинансировали строительство и оснащение коттеджей, запустив базу отдыха в 2014 году. Однако официально владение бизнесом было оформлено на Людмилу Пирумову и Михаила Дьяченко.
Сам Дьяченко вину не признаёт, заявляя о финансировании строительства коттеджей Жаннеттой Прокопенко и надлежащем уведомлении Людмилы Пирумовой о собрании.
Уголовные дела по ст. 201 и 160 УК возбуждены 30 августа и 29 сентября этого года соответственно, после того как Людмила Пирумова проиграла в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти два дела. В первом случае она просила признать недействительным решение внеочередного собрания участников "Содействия", но в апреле суд отказал ей, а в конце сентября апелляция отклонила её жалобу. Во втором случае совладелица "Содействия" оспорила переуступку права аренды земли, но в августе 2022 года арбитраж также отказался удовлетворить её требование. Это решение она обжаловала в 13–м Арбитражном апелляционном суде, который уже более года не может рассмотреть её жалобу (очередное заседание назначено на 28 ноября).
В Главное следственное управление СКР по Петербургу и представителю Людмилы Пирумовой "ДП" направил запросы.
"Налицо затянувшийся корпоративный конфликт, который проигравшие арбитраж оппоненты, вероятно, хотят переиграть путём уголовного преследования Дьяченко", — заявила "ДП" адвокат Дьяченко Мария Равич. По её словам, Верховный суд РФ прямо запрещает практику вменять два преступления (в данном случае — растрата и злоупотребление полномочиями) за одно и то же деяние.
1 ноября Городской суд Петербурга по жалобе защиты заменил Михаилу Дьяченко содержание в СИЗО домашним арестом. Однако Мария Равич обращает внимание, что решение Горсуда "не лишает следователя права вновь выйти в суд с ходатайством о заключении Дьяченко под стражу".
Уголовному преследованию бизнесменов в октябре был посвящён круглый стол, организованный бизнес–омбудсменом Петербурга Валерием Калугиным. Наиболее острыми проблемами для петербургских предпринимателей, как следовало из дискуссии, являются избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, изъятие, арест и длительное удержание имущества, проводимые силовиками при расследовании уголовных дел.
Проблема не является чисто петербургской. По словам заместителя руководителя экспертно–правового центра уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Натальи Рябовой, большинство жалоб российских коммерсантов, поступающих в аппарат, касаются именно уголовно–правовых вопросов.
По данным прокуратуры Петербурга, в этом году по предпринимательским статьям УК возбуждено 23 уголовных дела. Мера пресечения избиралась только в отношении девяти коммерсантов: двух из них заключили под стражу, одного — под домашний арест, в отношении остальных избраны меры, не связанные с ограничением свободы.
Доля предпринимательских уголовных дел, находящихся в производстве Главного следственного управления СКР по Петербургу, составляет 15–20% от общего числа. По оценке начальника управления по надзору за уголовно–процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции городской прокуратуры Олега Гусева, сейчас ситуация в Северной столице в этом смысле значительно лучше, чем 3–5 лет назад.