Эффект присутствия: как устроено производство современных лифтов в Петербурге

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин
Что такое лифт и как без него выжить? По второй части всё просто: говорят, ходить пешком, особенно по лестнице — очень, очень полезно. Но каждый, кто имел опыт проживания на этаже 8+, понимает — да, полезно, но на добровольных началах. То есть захотелось немного ЗОЖ — пошёл. А если нет — нажал кнопочку и поехал. Заодно посмотрел в зеркало, не сбилась ли причёска, на те ли пуговицы застёгнута рубашка, блестят ли глаза. Выбор и хороший лифт — это очень здорово. Между ними прямая связь, потому что если лифт не работает, а до финиша 23 этажа, то какой тут выбор? Грустный. А если лифт перестал работать во время движения — вообще никакого. Тут ещё встает вопрос о доверии, но, пожалуй, хватит психологии, просто поговорим о лифтах, откуда они берутся, из чего состоят и почему не падают. Это тот случай, когда больше знаешь — крепче спишь и спокойнее едешь.

Справка

Эта компания работает в России с 1991 года, но бренд METEOR Lift появился недавно. В 2022 году холдинг S8 Capital приобрёл у Otis Worldwide Corporation её российский бизнес. Что изменилось: название. Новый собственник сохранил команду, технологии, продуктовую линейку, методы производства и стандарты. Сегодня это одна из немногих лифтовых компаний полного цикла на российском рынке. Ее флагманский завод в Петербурге — одно из самых современных предприятий по производству лифтов в нашей стране. С 2010 года здесь провели глубокую модернизацию производства, увеличив мощности в три раза.
Три детали: первый безопасный лифт появился в России в 1893 году, по заказу Александра III его установили в Зимнем дворце; знаменитая башня в Химическом переулке — там, где расположен завод METEOR Lift, нужна для проведения испытаний; лифтами компании каждый день пользуются порядка 20 млн человек.
Автор: Сергей Ермохин

Маленький, но важный

Когда речь идёт о массовом производстве, в описании которого фигурируют такие обороты, как "по всей стране", "тысячи сотрудников", "десятки миллионов потребителей" — представляешь себе огромную территорию со сложной логистикой между цеховыми корпусами. Завод компании METEOR Lift в Петербурге — это одно большое производственное помещение. Здесь сосредоточен выпуск всех тех лифтов, которые раньше назывались Otis. В том же корпусе — офисные помещения. И да, это здесь ежегодно производят до 10 тысяч лифтов. Каким-то магическим образом всё, что кажется глобальным, удалось разместить и заставить работать в очень компактных условиях.
"В 2010 году мы начали трансформацию завода, внедрили методы бережливого производства. Один из них — это поточное производство. То есть неважно, какую именно кабину изготавливают на линии. Она может быть и на 180 кг, и на 400. У нас очень четко выстроена организация производственного процесса. И в итоге мы увеличили мощность в три раза при сохранении площади", — рассказывает Игорь Майоров, генеральный директор компании.
Первое впечатление — просторно и чисто. Да, несмотря на трёхкратное увеличение мощности, ощущение простора здесь не покидает. Возможно, всё дело в разумно организованном рабочем пространстве. Есть всё нужное и ничего лишнего, а то, что нужно, находится ровно там, где и должно. При этом остаётся много свободного места, например, для размещения стендов с макетами по безопасности, а это манекен в натуральную величину, одетый в специальную форму.

Беспилотная логистика

Можно довезти крупные детали будущих лифтов до рабочего места на тележке при помощи специально обученного сотрудника. Но гораздо продуктивнее использовать сотрудника там, где без него не обойтись, а панели перевезёт запрограммированный беспилотный погрузчик. Модели таких машин умеют собирать уже в школах на уроках робототехники, так вот это — оно, только в натуральную величину и при деле. Работает. Забирает детали на складе и развозит их по производственным линиям.
Автор: Сергей Ермохин
Территория производства поделена на участки. Назначение их может меняться в зависимости от текущих задач. При входе — интерактивная карта, на которой производственные участки можно передвигать. Похоже на игру "пятнашки". Вот "супермаркет металла", а вот — "супермаркет материалов, участок комплектации". Отдельно заявлены "свободные территории". Звучит красиво, но оказалось, что они уже заняты чем-то полезным. Свободные территории нужны для большей мобильности, чтобы можно было быстро развернуть производство новой модели, например.
На участках стоит лучевая защита. Если посетитель пересекает границу, оборудование отключается. Это сделано для того, чтобы никто не пострадал в результате неожиданного вторжения — ни погруженный в работу оператор, ни сам неловкий визитёр.
Производство лифтов чем-то напоминает внутреннее устройство какого-нибудь механизма — тут ничего не происходит просто так и не пойми когда. Всё отлажено и регламентировано, каждый сотрудник знает, что делать, каждый процесс идёт с автоматической точностью. Человеческий фактор сведён если не к нулю, то к минимуму.
Точно так же минимизирован бумажный документооборот — в рамках ERP-системы. Кажется, мелочь, но, с одной стороны, это спасло жизнь небольшой роще, а с другой — ускорило производство на предприятии. Теперь все задания распределяются по сети, и сотрудники получает их в тот момент, как они появились. Монитор с текущим ТЗ расположен так, чтобы не мешать выполнению задачи.

Лифтоконструктор

Лифты, которые производит METEOR Lift, можно условно поделить на два вида: те, которым нужно машинное отделение, и те, которым оно не нужно. Машинное помещение располагается над шахтой лифта, там устанавливается лебёдка и другое оборудование. Второй части лифтов оно не нужно, все необходимое помещается прямо в шахте. В новых домах, как правило, используется именно этот вариант — он экономит ценные квадратные метры здания.
Ключевая особенность производства лифтов заключается в том, что итоговый продукт на заводе никто не видит. Он уходит заказчику по частям в коробках, и собирается уже непосредственно в здании. Но посмотреть на кабины всё же можно — образцы разного назначения, разной степени комфортности, отличающиеся материалами отделки и количеством дополнительного оборудования на предприятии есть.
Вариант Meteor Classic — наиболее демократичный. Универсальная эргономичная конструкция, простой монтаж и техобслуживание. Что важно — высокий уровень локализации компонентов (90%). Преимущества объяснять излишне. При этом он остаётся надёжным и качественным, к чему обязывают имидж бренда и его долгая история.
Meteor Evo — это более современный и комфортный лифт. У него плавный ход, пониженный уровень шума, большое разнообразие отделки. Тут много инновационных решений. Например, армированные стальными канатами полиуретановый ремень вместо привычных канатов, привод ReDrive и безредукторная лебедка, которые позволяют экономить до 75% расходуемой энергии. Система SmartSense контролирует состояние стальных канатов ремня в режиме реального времени — а это уже вопрос безопасности.
Автор: Сергей Ермохин
Шок: подъёмный ремень, если не знать, что он именно для лифта, по толщине и ширине похож на обычный брючный. Только внутри там металлические тросы.

Про безопасность в лифте

Говоря о безопасности, мы не будем трогать человеческий фактор, хотя наличие камер в кабине по мере сил помогает справиться и с ним. Поговорим о чисто механических вещах. Например, что будет, если лифт каким-то неведомым образом сорвётся вниз где-то на верхней точке. Что дальше? Свободное падение сквозь пару десятков этажей? Коротко — нет. Обратимся к истории.
Элиша Отис, основатель одноимённой компании, известен как изобретатель безопасного лифта. Это именно он придумал так называемые «ловители» — механизм, позволяющий затормозить падающую кабину на направляющих. Надёжность своего изобретения он продемонстрировал максимально наглядным образом: при большом скоплении народа обрубил трос, который удерживал платформу подъёмника. Сам он при этом находился именно на этой платформе. Конструкция никуда не упала, автор не пострадал, а изобретение запатентовали. Это случилось ещё в 1854 году! С тех пор лифты эволюционировали и становились всё более надёжными. Появились дополнительные устройства для большей безопасности, в том числе буферы, ограничители скорости и другие.

Контроль качества

Одна из зон на предприятии выглядит необычно. Здесь много дверей, которые никуда не ведут, а просто открываются и закрываются. И так несколько месяцев подряд, пока не пройдёт миллион циклов. На стенде установлен счётчик. Если всё нормально, то двери идут в серийное производство, а если что-то пошло не так — то инженеры будут искать причину.
Контроль станции управления лифта занимает больше времени, чем её изготовление. Учитывая, что тут конвейерное производство, собирают всё быстро, примерно за 25 минут. А затем готовое изделие проверяют во всех возможных вариантах работы.
Летом прошлого года METEOR Lift успешно прошёл плановый инспекционный контроль международной Системы менеджмента качества. Независимые аудиторы продлили сертификат соответствия стандарту от 2021 года, в очередной раз подтвердив высокое качество предоставляемых компанией услуг.
Автор: Сергей Ермохин

Про комфорт

Станция управления — электронная начинка лифта. Сначала она выглядит как шкаф с набором элементов. После прохождения через длинный ряд рабочих мест на конвейере, за которыми стоят или сидят предельно сосредоточенные люди, шкаф наполняется смыслом. Разрозненные фрагменты соединяются в единое устройство. Весь процесс разделен на этапы, каждый оператор отвечает за свою часть. Станция управления изготавливается под конкретный лифт по инструкции, которую сотрудники видят на экране. То есть "с закрытыми глазами" тут не работают, нужно каждый раз быть вовлечённым в процесс. Наверное, поэтому все такие сосредоточенные. Сам же рабочий стол можно настроить под конкретный запрос — поднять, опустить, наклонить. Смена 12 часов, но сотрудникам удобно.
Часть станков укрыта специальным саркофагом. Это для того, чтобы не было слишком шумно. Наблюдать за процессом можно через окошко. Красиво!
Автор: Сергей Ермохин
Надписи на вызывных панелях создаются лазерной гравировкой. Часть текста обязательна — это технические характеристики, вдобавок можно написать вообще всё, что захочет заказчик. Ну, например, нанести логотип фирмы или название ЖК.
На Метеоре полностью отказались от сварки. Так наш оператор потерял добрую половину самой эффектной части видео, но зато стало понятно, почему вокруг чисто и светло. Вместо сварки используется клинчинг.
От покраски тут тоже отказались. Зелёное производство!

Все своё. Почти

Автор: Сергей Ермохин
Некоторые лифты — уже на 90% отечественные. Стратегическая цель компании — создать полностью локализованный продукт при сохранении высокой планки качества. Для достижения этой цели на базе компании появилось собственное научно-производственное предприятие НПП "Метеор Лифт". Сейчас там ведётся разработка важнейшего элемента — частотного преобразователя.
"Без него невозможно добиться плавного движения кабины лифта и ее точной остановки на этажах, а значит — обеспечить комфорт и безопасность для пассажиров. В прошлом году мы выиграли открытый конкурс Минпромторга на разработку этого компонента и получили финансирование. Общий объем инвестиций в этот проект составит 143 млн рублей, из них 95 млн приходится на субсидию Минпромторга, а 48 миллионов — на собственные инвестиции METEOR Lift", — говорит Игорь Майоров.
Успешно локализованы LED-системы освещения кабин. Теперь этот компонент закупается у петербургского поставщика вместо французского. Новолипецкий металлургический комбинат специально для METEOR Lift запустил в серийное производство высокопрочную оцинкованную сталь толщиной 4 мм, ранее её закупали в Европе. Эта сталь используется для изготовления силовых элементов каркаса кабин и лебёдочных рам. В рамках ПМЭФ в 2023 году заключено соглашение с Алюминиевой Ассоциацией на поставку компонентов в ежегодном объёме до 15 тонн.
Автор: Сергей Ермохин

Люди

Предприятию нужны квалифицированные кадры, их здесь готовят заранее. В июне 2023 года METEOR Lift, НИУ МГСУ и Общественный совет Минстроя РФ подписали трёхстороннее соглашение о сотрудничестве. Главными направлениями, наряду с подготовкой кадров для строительной отрасли, станут развитие студенческой научно-исследовательской деятельности в сфере строительства, повышение качества образования и содействие росту привлекательности образовательных программ.
Кроме того, по соглашению о сотрудничестве с Автомеханическим колледжем, его студенты будут проходить регулярную полугодовую практику в сервисном подразделении. И это — уже третье средне-специальное учебное заведение, работающее по такой программе. Ранее предприятие заключило соглашение с СПБ ГБПОУ имени А. Г. Неболсина и Московским колледжем электромеханики и информационных технологий.
А ещё компания участвует в инженерных соревнованиях "Кубок Ректора", которые проводит представительство международной студенческой организации BEST на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Чем больше придёт людей, тем лучше: завод работает 7 дней в неделю и загружен полностью. Лифтов должно хватить на всех. Нет лифта — нет выбора, только безальтернативный ЗОЖ.