Массовая замена вывесок обойдётся бизнесу Петербурга в десятки миллионов рублей

Ужесточение требований к внешнему оформлению вывесок в Петербурге может создать проблемы для розничных сетей, но даст возможность неплохо заработать производителям наружной рекламы.

Вывески петербургских предприятий, находящихся в жилых домах, должны стать информативнее. Помимо названия на них необходимо указывать профиль компании — например, "продуктовый магазин" или "пункт выдачи заказов".
Представители бизнеса, особенно крупных сетей, недовольны тем, что в сжатые сроки придётся переделывать сотни вывесок. В Смольном возражают, что требования по факту действовали уже несколько лет и времени подготовиться к переменам не спеша у всех было достаточно.
Общая стоимость этой кампании может обойтись в десятки, а может быть, даже сотни миллионов рублей.
Вывески и наружную рекламу в Петербурге регламентирует постановление городского правительства № 40 "Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт–Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства". Те или иные поправки в него вносятся практически ежегодно. В частности, положения, уточняющие требования к вывескам, появились в тексте ещё в октябре 2020 года. Однако до сих пор требование указывать профиль деятельности не считалось чем–то строго обязательным. Теперь же в Смольном решили, что товарного знака или бренда предприятия недостаточно. Срочно переделать все вывески не требуется, но при их плановой смене это обязательно. При этом чиновники подчёркивают, что по закончившимся разрешениям не применяется никаких санкций — ни демонтажей, ни штрафов. У бизнеса есть 10 месяцев на то, чтобы согласовать новый дизайн вывески, пока их за это никто не будет наказывать.
Сейчас предприниматели, желающие согласовать вывеску, направляют заявление через "Госуслуги" в комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, который рассылает по каждой заявке пакеты документов в КГА и комитет по защите памятников (КГИОП). Получив мнение этих органов, Компечати формирует разрешение на размещение или отказ.
Власти считают такой порядок согласований максимально упрощённым. Бизнес с этим не очень согласен. Недовольство вызывает, в частности, то, что согласование организация получает не на сеть магазинов, а на каждую точку по отдельности.
"Для этого необходимо составить проект, где будут указаны цвет надписи, толщина, подсветка, а также приведено изображение фасада без вывески и с вывеской в светлое и тёмное время суток. А далее чиновники просят то поднять надпись повыше, то сдвинуть вправо–влево. У нас один раз была ситуация, когда проект одной вывески просили переделать 4 раза, а на пятый согласовали первоначальный вариант. Длился этот процесс год", ― рассказал "ДП" директор и совладелец торгового дома "РеалЪ" Александр Мышинский.

Дырки в стенах

Участники рынка ретейла обращают внимание на то, что как раз в 2024 году у многих истекает срок действия старых вывесок (он действует 5 лет). В целесообразности срочно менять их на новые, соответствующие букве постановления многие сомневаются.
Александр Мышинский указывает, что из–за этого в фасадах домов города появится ещё больше отверстий. Следовательно, больше денег понадобится на капремонты зданий. Не говоря уже об изготовлении самих вывесок и их согласовании.
"В целом у нас одна вывеска под ключ обходится в 100 тыс. рублей. Петербург, пожалуй, единственный город, где разрешение на установку вывески выдаётся не навсегда, а на 5 лет. Это довольно бессмысленно, на мой взгляд", ― говорит он.
Однако с такой позицией согласны не все. В пресс–службе "ВкусВилла" корреспонденту "ДП" рассказали, что на большинстве магазинов сети уже есть расшифровка профиля деятельности. В случае отсутствия места на фасаде она указывается на табличке с режимом работы.
Тем не менее нормативы действительно выглядят избыточными, особенно для розничных сетей, чьи товарные знаки и бренды хорошо узнаваемы потребителями. Только у предприятий ― членов Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) на территории Петербурга работают несколько тысяч магазинов. "Необходимость провести перепроизводство вывесок в таких масштабах приведёт к росту финансовых, кадровых и временных издержек. Эти затраты они будут вынуждены переложить в потребительские цены", ― считает председатель президиума АКОР Игорь Караваев.
Есть и чисто технические проблемы, не связанные с деньгами. В некоторых случаях вывески из–за размера с трудом помещаются на свободных участках фасада здания. Сложно представить, как в таких случаях уместить приписку "продукты" или "супермаркет".

Как вы точку назовёте

Странным требования считают и в Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Сейчас случаев, чтобы на вывеске указывалось пояснение о деятельности компании, крайне мало. Даже в небольших посёлках в большинстве случаев присутствуют и точки сетевого ретейла. Кроме того, ранее в Петербурге обсуждалась проблема перенасыщения информации на вывесках предприятий, поэтому неясно, как найти баланс в этом вопросе.
Директор Северо–Западного представительства АКАР Наталья Пилатова обращает внимание на то, что сегодня некоторые компании в городах открывают помещения с разным функционалом — где, например, соседствуют отделение банка и пункт выдачи заказов.
"Получается, тем же “Сберу” и Ozon рядом с четырьмя буквами названия бренда нужно будет указывать ещё и пояснение. Ранее шла речь о том, что количество букв в названиях в принципе надо сокращать, а также уменьшать размеры вывесок. Теперь непонятно, как стыковать эти требования", ― говорит Пилатова.
Эксперт поясняет, что для предприятия вывеска ― элемент скорее рекламный, чем информационный. Подробная же информация (название юрлица, телефон, график работы и т. д.) обычно указывается на специальных табличках при входе. К ней же можно было бы добавить и непосредственно профиль компании. С точки зрения рекламного бизнеса экономическое благосостояние рекламодателя гораздо важнее, поскольку оно позволит крупным компаниям больше вкладываться в маркетинговую составляющую, которая принесёт больше пользы.

Кому по карману

В компании по производству рекламы Rost Сut отметили, что в среднем изготовление одной вывески стоит 30 тыс. рублей. Если в городе есть 1,5–2 тыс. магазинов, которым требуется замена вывески, то рынок можно оценить примерно в 50 млн рублей. А если прибавить к этому предприятия другого профиля, то объём может достигнуть ста и более миллионов. Все эти расчёты весьма условны, так как точной статистики нет. Но в любом случае для изготовителей это возможность расширить производство.
"Мне кажется, что для компаний это больше психологическая травма, нежели финансовая. Если говорить о денежных потерях, то они составят ориентировочно 30–50 тыс. рублей", ― отмечает генеральный директор рекламного производства "Вывескиспб" Дмитрий Колесников.
Для нас эти требования не стали сюрпризом. Нововведения были понятны и ранее, поэтому большинство клиентов мы ориентировали как раз на такие правила. Расшифровку деятельности необязательно делать крупными буквами, достаточно небольшой надписи. Для большого бизнеса это незначительные издержки, если этим изначально заниматься при продумывании вывески. Если же вывеска уже создана, затрат будет больше. В сумму включаются и монтажные работы. В среднем вывеска на фасад стоит порядка 50 тыс. рублей. Цена зависит от количества символов в названии. Обозначение из четырёх–пяти букв может стоить 20–25 тыс. Если вывеска длинная, например "клиника косметологии и эпиляции", то стоимость может доходить и до 70–100 тыс. рублей. Добавление небольшой расшифровки, которое позволит подогнать вывеску под новые правила, может обойтись недорого — в 10–20 тыс. рублей. Сейчас трудно оценить, как сильно нововведение скажется на выручке компаний–изготовителей, поскольку нет статистики, которая показывает количество вывесок без расшифровки в городе. Большая часть бизнеса старалась придерживаться этого правила. Игнорировать его могли крупные бренды за счёт узнаваемости. Это те же "Дикси" и "Перекрёсток". Хотя в последнее время они тоже так или иначе добавляли расшифровки. Ozon ещё с прошлого года разработал отдельный брендбук для Петербурга, в котором помимо названия есть расшифровка.
Александра Гончарова
руководитель рекламно–производственной компании "Первый цех"
Необходимость расшифровки вида деятельности организации возникла в связи с многочисленными обращениями потребителей, когда зачастую из названия на вывеске совершенно не следует, чем занимается расположенная там организация. В связи с этим в 2020 году в Эстетический регламент Санкт–Петербурга были внесены изменения о необходимости расшифровки вида деятельности организации на вывеске в соответствии с требованиями закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". И отсутствие такой информации может служить основанием для вынесения отказа. В то же время практика применения данной нормы показала её некоторую избыточность для широко известных брендов, одно название которых говорит о профиле деятельности. Мы совместно с коллегами из КГА в курсе данной проблемы, создающей трудности при согласовании новых вывесок, а также находимся в диалоге с предпринимательским сообществом в целях выработки разумного решения, которое обязательно будет найдено и закреплено на законодательном уровне. В качестве одной из мер поддержки бизнеса в условиях внешнего санкционного давления уже третий год подряд в Петербурге введён мораторий на демонтаж и привлечение к административной ответственности владельцев вывесок с закончившимся сроком действия разрешения.
Ярослав Иванов
заместитель председателя комитета по печати и взаимодействию со СМИ Петербурга
Очевидно, что 100%–ная расшифровка наименования объекта увеличит количество вывесок, что негативно скажется на облике города. Также вопрос: каким образом предприниматели, имеющие магазины с обширной продуктовой матрицей, будут определять группу товаров которую необходимо указать на вывеске? Например, алкогольная продукция относится к продовольственной группе товаров. Надписью "Продукты" можно привлечь несовершеннолетних и повысить риск распития ими спиртных напитков.
Владимир Меньшиков
председатель совета НП "Союз малых предприятий Санкт–Петербурга"
Главная ошибка при выборе вывески — отсутствие информативности. Речь идёт о так называемых магазинах у дома, а не о продуктовых сетях. Повезло, если точка называется "Продукты" или "Сантехника", но предприниматели могут выбрать и названия, которые не имеют отношения к профилю деятельности: "Татьяна", "Надежда". Или слишком типичные — "Волна" или "Аврора". Потребитель путается в таких названиях, так как они встречаются слишком часто. Например, фирма "Абсолют" может быть как мебельным магазином, так и банком или стоматологией. Есть несколько десятков фирм "Виктория", "Восход". Такое название совершенно не даёт информации о фирме.
Дамир Фейзуллов
директор по digital & social media коммуникационного агентства PR Partner