Облететь барьеры: что сдерживает развитие гражданских дронов в России

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Борясь за безопасность в воздухе, государство сдерживает развитие гражданского рынка дронов в России. Без смягчения требований массовой доставки грузов дронами ждать не приходится, говорят эксперты.

Разработчики и эксплуатанты гражданских дронов сталкиваются со сложностями в реализации многих проектов. Не стоит ожидать как старта массовой доставки грузов в российских городах, так и вообще полётов над населёнными пунктами. Основная причина — в приоритете безопасности в воздушном пространстве. И найти "золотую середину" с государством пока не удалось. Такое мнение высказал генеральный директор ассоциации "Аэронекст" Глеб Бабинцев на конференции "Беспилотная авиация в логистике — движение вверх".
"У нас доминирует приоритет безопасности: сначала всё запрещено, закрыто, зарегулировано. Потом постепенно доказываем, что мы состоятельны, эффективны, безопасны, и по чуть–чуть выходим на рынок", — сказал Глеб Бабинцев. По его словам, с технологической точки зрения отечественные разработки находятся на высоком уровне, но скорость и темп внедрения беспилотников на гражданском рынке низкие. Для тяжёлых дронов, весом более 30 кг, которые применяют в коммерческих целях, действуют строгие авиационные правила, включая получение разрешения на каждый полёт.

Что сдерживает гражданский рынок дронов

Государство впервые уделяет такое пристальное внимание этой отрасли, подчёркивают эксперты. Однако другая его сторона — значительное количество барьеров, мешающих развитию гражданского рынка. Например, из–за длительного ожидания разрешения на полёты использовать дроны "по потребности" не могут аграрии, нефтяники и энергетики. Согласовать нужно и маршрут. "Это как если бы владельцу нового транспортного средства, чтобы выехать на дорогу, нужно было подать заявку за сутки, потом пространство закрывают — и вы едете, скажем, до работы. А на следующую поездку, в магазин, снова подавайте заявку. Так дорожная и курьерская доставка работать не будет", — привёл пример Глеб Бабинцев.
Разработчики тяжёлых дронов также не вправе без разрешения поднять их в воздух. "Если бы у конструкторов была такая возможность, качество документов для сертификации было бы гораздо выше. Целесообразно дать возможность проверить гипотезу в рамках безопасного полёта, обкатать в реальной практике. Тогда может появиться и типовая модель, пригодная для тиражирования", — полагает эксперт.
По оценке ассоциации "Аэронекст", в минувшем году выручка игроков российского рынка от продажи гражданских беспилотников выросла на 55%, а его объём достиг 19,8 млрд рублей (более подробно см. инфографику). Множество эксплуатантов находятся в серой зоне, не получая разрешения на полёты и не регистрируя эти воздушные суда, рассказал аналитик "Аэронекста" Максим Радунцев. По его словам, упрощение сертификации эксплуатанта приведёт к росту доли легального рынка.
Основное направление на гражданке, для которого сегодня разрабатывают дроны, — дистанционный мониторинг. Для него предназначено 54% разрабатываемых беспилотников. Ещё примерно 19% ориентируются на авиалогистику, хотя это направление сегодня можно назвать скорее перспективным. Напомним: действующие грузоперевозки дронами ведутся в рамках так называемых экспериментально–правовых режимов.

Где в России полетят беспилотники

Вместе с тем ряд российских регионов уже запустили собственные проекты по развитию беспилотной авиации. "Хотим создать инфраструктуру управления всеми типами дронов: площадки, обеспечение безопасности, покрытие связью. Создадим оператора, который будет согласовывать взлёты, посадки, планы. Предполагается услуга “дрон как сервис” — предоставление в пользование сторонним операторам. А также хотим оказывать образовательные услуги: курсы для специалистов в этой сфере", — рассказал первый замдиректора департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты–Мансийского автономного округа Юрий Колесников.
По его мнению, проект очень нужен региону, где есть множество недоступных мест. С его помощью планируется доставлять малые грузы, вести мониторинг лесных пожаров, состояния трубопроводов и ЛЭП, искать пропавших людей. До 2025 года в автономном округе создадут оператора проекта. Определена и "пилотная" территория (около трети региона), где четыре взлётно–посадочные площадки дооснастят и две — построят. К 2026–2027 годам планируется покрыть инфраструктурой 90% территории региона, обеспечив её семью дронопортами и бесперебойной связью.

Правительство ждёт предложений

Сами игроки рынка уже несколько лет запускают проекты в области беспилотной логистики. Один из них — доставка для "Газпром нефти". На её объекты на Ямале доставляют грузы весом до 100 кг, рассказал руководитель направления беспилотных авиасистем НПП "Радар ммс" Василий Анцев. По его словам, работа с этим заказчиком позволила пройти этап становления и вылечить много "детских болезней". Однако пока таких проектов не много.
"Был также ряд пилотных проектов со Сбербанком, но там мы не сошлись: уровень технологий, который мы предлагали, был недостаточно автономен для задач Сбербанка. Это не позволило нам масштабировать эту историю", — отметил Анцев.
По его мнению, основная помеха развитию грузовой авиалогистики — отсутствие гарантированного заказа и регулярности доставок. "На некоторых конференциях компании говорят: технология интересная, но они готовы вписаться, когда система станет полностью работоспособной. Этого не произойдёт, пока ключевые заказчики не скажут, что для этого надо. Производитель, вкладывая свои деньги и деньги инвесторов, не добьётся ничего", — подчеркнул Василий Анцев.
Возможно, некоторые мнения игроков отрасли уже услышали в Москве. В середине февраля первый вице–премьер Андрей Белоусов провёл заседание правкомиссии по развитию беспилотных авиационных систем. Его основной темой стала подготовка проекта плана по оптимизации клиентского пути производителей беспилотников для прохождения сертификации.
"В целом документ выполняет функцию сборки всех инициатив, в том числе и от бизнеса, которые возникают в ходе развития этой новой отрасли. Необходимо оперативно вынести его на утверждение и запускать в работу. Важно, чтобы бизнес почувствовал улучшение при прохождении сертификации уже в ближайшие месяцы", — отметил Андрей Белоусов.