Новые форматы: отельеры Петербурга и Ленобласти адаптировались к переменам

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Найти себя: игроки гостиничного рынка Петербурга и Ленобласти переформатируют форматы. Что они предложат российским и новым иностранным туристам и какие трудности существуют в отрасли, читайте в материале "ДП".

Петербургские отели начали перепрофилироваться ещё в период пандемии коронавируса, процесс активно продолжился и после. Сегодня многие из них запускают собственные мероприятия и новые услуги, чтобы быть привлекательными для российских туристов с детьми и животными, а также для гостей из дружественных стран. При этом отели даже в центре города по-прежнему испытывают трудности с привлечением туристов в низкий сезон. А загородные резиденции отмечают рост спроса на выходные и увеличение среднего чека.

Ближе к российским запросам

"У нас есть целая программа, рассчитанная на выходные, праздничные дни: различные мастер-классы, увеселительные мероприятия. Всё, что можно сделать для того, чтобы привлечь гостей семьями. Такой контингент туристов очень растёт, — рассказала генеральный управляющий отелем Hilton и Hampton by Hilton St. Petersburg Expoforum Олеся Поваляева. — Сейчас гости проживают с кошками, с собаками — не только те, которые приезжают на какие-то профильные, профессиональные выставки, но и те, кто понимает, что в отеле есть все необходимые условия. Питомец — это полноценный член семьи, которого ты не оставляешь, когда куда-то едешь отдыхать".
По её оценкам, отель пострадал от оттока иностранных туристов, как и другие игроки рынка. Однако он имеет преимущество в локации и привлекает многих бизнес-туристов. Компания также активно работает с представительствами "Хилтон" в зарубежных странах, привлекая гостей из Арабских Эмиратов, Индии и Китая.
За последние годы основной поток туристов сменился с иностранных на российских: от Владивостока до Калининграда, подтвердил генеральный директор Cosmos Hotels Group Северо-Запад Игорь Клименко. Компания активно развивает направление бизнес-, театрального и спортивного туризма. "Хотим, чтобы гостиница была как некий хаб услуг: приехал, посетил театр, побывал на экскурсии, вечером сходил в наш ресторан. Хотим наращивать эти направления, чтобы стать концертной площадкой для многих коллективов. С большим удовольствием также вижу, когда вся гостиница, например, в низкий сезон заполнена детьми-спортсменами", — подчеркнул он. В марте группа открыла новый бутик-отель на Итальянской улице.
Отели, расположенные в центре, тоже испытывают трудности с привлечением туристов в зимний сезон, отметил заместитель генерального директора отеля "Амбассадор" Евгений Прокопцов. "Понятно, что "Белые ночи" как проект уже давным-давно раскручен и запущен, и летом нет никаких проблем с заселением. Возможно, у комитета по туризму есть возможность организовать аналогичные комплексные зимние программы, — предложил он. — Когда гости прибывают летом, органичным образом появляется большой запрос посетить город зимой. Может быть, как-то более централизованно прорекламировать возможности города — туристические, культурные, спортивные".
Классические гостиницы остаются востребованными для гостей Петербурга, при этом ещё в дореволюционное время зарождался формат доходных домов и особняков как популярных средств размещения. Сейчас на волне тренда активно развивается формат исторических сьют-отелей, рассуждает PR-специалист сети сьют-отелей Academia Land Елизавета Нефёдова. По её словам, компания активно развивает идею "возрождения историзма", когда бывшие особняки и доходные дома XVIII-XIX веков в центре Петербурга получают вторую жизнь.
Мы также понимаем позиционирование сьют-отеля на рынке не только как места, где гость просто останавливается переночевать, но и как эстетичного и культурного арт-объекта. Каждый элемент гостиницы создаёт особую атмосферу гостеприимства, становится новым предметом роскоши, который гость позволяет себе во время поездки: любимое вино Екатерины II, нестандартное велком-письмо из прошлого от горного инженера Н.Н. Теплова, бывшего хозяина особняка, индивидуальная программа отдыха от менеджеров службы заботы, комфорт в деталях, идеально вписанный в гостиничный номер с историей. Сеть отелей с классическими высокими стандартами сервиса идеально сочетается с исторической эстетикой.
Елизавета Нефёдова
PR-специалист сети отелей Academia Land
По её оценке, в прошлом году в сети отелей значительно выросло число прямых бронирований (на 26%), повысился показатель дохода на доступный номер (+10%), а среднегодовая загрузка составила 80%. В конце прошлого года компания начала работу над новым сьют-отелем в Москве — Academia Особняк Volkonskikh, — его планируют открыть через пару лет после того, как завершат работы по реновации.
По оценке генерального управляющего DOMINA Пулково отель и апартаменты Полины Ефимовой, в текущем году на рынке сохранятся тренды, стартовавшие в 2022-2023 годах. А именно ориентация всех мероприятий туристической сферы и MICE-индустрии на внутренние рынки.
Пока рассчитываем только на себя и российского гостя. Отельный сервис должен быть штучным товаром, ради которого приедут именно к вам, и — это, наверное, самый главный тренд, который сохранится ещё на ближайшее время.
Полина Ефимова
генеральный управляющий DOMINA Пулково
Аналитика прошлого года говорит о том, что современный турист заинтересован не только в качественном наполнении гостиничного номера, но также в инфраструктуре и разнообразии активностей, которые может предложить ему средство размещения, обратила внимание PR-менеджер сети апарт-отелей YE’S Дарья Дерюгина.
Учитывая рост турпотока в Петербург на 16% в сравнении с 2022 годом и увеличение доли краткосрочной аренды в номерном фонде, гостиничная компания YE’S сделала акцент на модернизацию собственных объектов, усовершенствование сервисов и служб. Так, во флагманском апарт-отеле YE’S Marata был запущен бесплатный образовательный лекторий, доступный как гостям, так и жителям Петербурга, в двух столицах начала работу партнёрская программа YE’S Pass, включающая в себя акции и предложения от крупнейших городских проектов, а также активировалось взаимодействие с инфраструктурными спортивными и развлекательными комплексами, расположенными в пешей доступности, что позволяло значительно разнообразить проживание. В ближайших планах компании — дальнейшее развитие диджитал-направления (электронные папки гостя, личный кабинет собственника и многое другое), усиление собственного комьюнити и запуск ивент-направления в апарт-отелях сети.
Дарья Дерюгина
PR-менеджер сети апарт-отелей YE’S
Во время подготовки к чемпионату мира по футболу в 2018 году много говорилось о важности развития гостиниц уровня три звезды, и номерной фонд в Петербурге значительно вырос. В том числе за счёт номерного фонда апарт-отелей, который сегодня достиг около 46% от общего объёма, указала генеральный директор сети отелей Vertical Юлия Шмидт. При этом конкуренция между туристическими направлениями в регионах России значительно увеличилась, а иностранные туристы в серьёзных объёмах так и не вернулись в город после начала пандемии.
Думаю, что нехватку спроса на себе прочувствует весь рынок. Выходом может стать только значительная "отстройка" и поиск отелями собственной уникальной ниши в части целевой аудитории, остальным игрокам придётся более агрессивно демпинговать и снижать средний чек. Альтернативным сценарием может стать усиление внешнего туристического потока из стран СНГ, Индонезии, Китая, Индии и Ирана.
Юлия Шмидт
генеральный директор сети отелей Vertical
Закрытые границы — не единственная проблема отельеров Петербурга, отметила эксперт. Введённый туристический сбор делает город менее конкурентоспособным по отношению другим регионам страны, полагают представители отрасли. Так, семья из четырёх человек, которая приедет на неделю в город, заплатит около 3 тыс. рублей за туристический сбор, что составляет почти 10% от стоимости номера, подсчитала Юлия Шмидт.
Гостиницы сегмента три звезды успешно продвигают себя на рынке в том числе за счёт общей инфраструктуры города и его сценариев. Охват через социальные сети в прошлом году достиг 19,4 млн аккаунтов, при этом 80% контента — Петербург, его исторические и новые площадки и пространства, рассказала директор по инвестициям Sokroma Hotels Group Дарья Ковалевская. "У нас было до 3,6 млн просмотров некоторых роликов, и это, мне кажется, отличные возможности для ещё большего охвата. В эту историю хорошо интегрируются и события, и новые мероприятия, и прочее", — добавила она.

Спрос на красивые локации

Загородный туризм также претерпевает изменения. Игроки рынка нащупывают формат отдыха длительностью 2-3 дня (уик-энд) вблизи от города с доступностью для большинства людей. Так, Black Village переформатировался в отель из загородных домиков, внешне похожих на глэмпинг. При этом в них появились не только необходимые удобства, но также голосовое управление, камин, проекторы для просмотра фильмов и банные чаны на террасах, сообщил основатель проекта Вадим Бакченко. "Мы очень активно смотрим на туристов, которые приезжают из города как на дачу. Но также строим образовательную площадку с оборудованием, чтобы можно было приглашать бизнес-клубы и спикеров", — отметил он. В текущем году компания планирует приобрести ещё две площадки и построить на них новые базы.
Загородный отдых сегодня чаще семейный, сроком до трёх суток, на что мы и ориентируемся, рассказала руководитель сети коттеджей "Сова" Ольга Тимофеева. "Гость делает выбор в пользу комфорта и если старается сэкономить, то за счёт количества дней размещения, но не за счёт качества услуг. Хотя уже сегодня есть запросы на длительное и групповое бронирование в весенне-летний сезон — например, группы китайских туристов. Новая категория гостей, которая появилась в 2024 году. Среди наших соотечественников наблюдается ощутимое смещение спроса на более комфортные условия проживания, качественное оснащение коттеджей и бань. Если 2 года назад самым популярным был тариф “стандарт”, то сегодня гость становится всё более требователен. На пике популярности наши локации с оборудованным для отдыха пирсом, как в Стеклянном ручье, или лесным озером, как в Форелевой ферме, каминами в каждом коттедже, пляжными зонами вблизи локации, с арендой сапов, велосипедов. В целом востребованы локации с развитой инфраструктурой и, как следствие, более высоким чеком", — поделилась она.
Местные инвесторы и девелоперы в условиях ограниченного выезда за границу интенсивно работают над новыми проектами и развитием внутренней инфраструктуры для отдыха, туризма и путешествий. Одним из новых мест притяжения станет Рощино, где ведётся строительство экокурорта "Резиденции Рощино", полагает идеолог проекта Георгий Рыков.
Место окружено многовековыми природными заказниками, созданными при Анне Иоанновне по задумке Петра I для строительства флота. В середине 19 века Райвола, бывшее название Рощино, стало точкой притяжения для местной аристократии и буржуазии. Сейчас Рощино активно развивается и даёт новые возможности всем предпринимателям и туристам.
Георгий Рыков
идеолог проекта "Резиденции Рощино"
Комплекс будет включать в себя жилые корпуса с апартаментами, бутик-отель с рестораном, спа-комплексом, бассейном, тренажёрным залом и медицинским центром. В ближайшем окружении также велосипедные дорожки и пешие маршруты, лыжня, ипподром и горнолыжный курорт Пухтолова гора, резюмировал Георгий Рыков.