Иностранные бренды начали блокировать параллельный импорт бытовой техники в РФ

Автор фото: Сергей Коньков / "Деловой Петербург"
Пылесосы в магазине электроники и бытовой техники "Техносила", архивное фото.
Иностранные производители бытовой техники начали активно блокировать поставки своей продукции в Россию через параллельный импорт и её продажу на маркетплейсах.
По словам главного исполнительного директора группы "М.Видео-Эльдорадо" Сергея Ли, такие действия, в частности, предпринимает шведская компания Electrolux Group, выпускающая бытовую технику под брендами Electrolux, Zanussi, AEG и покинувшая российский рынок после начала специальной военной операции. Он подчеркнул, что товары этого производителя уже сейчас представлены в магазинах сети "в ограниченном объёме", но не уточнил при этом механизм ограничений.
Один из ретейлеров объяснил новую тенденцию мораторием на реэкспорт товаров, которые зарубежные бренды устанавливают для партнёров из стран, где их продукция представлена официально. "Нарушение приводит к разрыву контракта", — кратко описал ситуацию участник рынка в беседе с "Ъ".
Отслеживать поставки через параллельный импорт в Россию начала в том числе Groupe SEB (бренды Tefal, Braun, Rowenta). По словам директора департамента бытовой электроники OCS Distribution Владислава Бородина, западные вендоры начали фиксировать в договорах запрет на перепродажу продукции ещё в 2022-2023 годах. "Часть брендов даже инициировала проверки и наказывала партнёров, нарушивших условие", — указал эксперт.
Тем временем управляющий директор департамента "Крупная бытовая техника" "Марвел-Дистрибуции" Дмитрий Левин рассказал, что Electrolux Group пытается не допустить размещения своих товаров даже на маркетплейсах. "Однако компания уже к моменту ухода из страны не занимала серьёзных позиций на рынке. Например, в основном для себя сегменте кухонной техники бренд проиграл конкуренцию немецкому Bosch",— добавил Левин и подчеркнул, что согласно отчёту аналитического агентства GFK, в период с декабря 2022-го по декабрь 2023 года доля продукции Electrolux в сегменте посудомоечных машин сократилась с 5% до менее 1% в штуках.
Между тем немецкий Bosch за последний год потерял более половины доли и сейчас занимает 8% в сегменте посудомоечных машин в России. Продавцы бытовой техники допускают, что в скором времени продукцию вышеуказанных производителей полностью заменит техника из Турции из Китая.
Об этом говорят и статистические данные: в частности, китайская компания Haier стала лидером по итогам прошлого года, увеличив до 14% (+6 п.п) долю своих устройств, выставленных на продажу в России. Кроме того, китайский производитель телевизоров и кондиционеров Hisense, задумался о запуске своего завода в Петербурге.
Коммерческий директор группы "М.Видео-Эльдорадо" Олег Муравьёв обратил внимание, что несмотря на уход некоторых вендоров, ассортимент продукции в сети ретейлера расширился в прошлом году на 22% в основном за счёт поставок от турецких и китайских брендов, а также производителей из стран ЕАЭС.
В свою очередь представители производителя бытовой техники и электроники Redmond указали в беседе с "Деловым Петербургом", что запреты, подобные мораторию на реэкспорт товаров в Россию, довольно часто вводятся с целью расчистить рынок от игроков, не имеющих прямых контактов с производителями, и в основном затрагивают мелких продавцов на маркетплейсах.
При этом если некоторые иностранные компании действительно заняли жёсткую позицию относительно их присутствия в российских магазинах и намерены максимально препятствовать поставкам своей продукции в РФ, большинство игроков подстроились под новые правила, констатируют в Redmond.
"Многие зарубежные производители просто поменяли тактику, адаптировавшись под наши реалии. Ситуация схожа с той, что наблюдается сегодня и в других товарных категориях, когда, закрывая официальные представительства, вендоры передают управление дистрибуцией и маркетингом российским компаниям. При этом поставки продукции идут по тем же схемам параллельного импорта, меняя собственника товаров в странах-посредниках", — рассказали "Деловому Петербургу" в пресс-службе компании Redmond.
Ранее "Деловой Петербург" писал, что россияне стали в два раза чаще брать кредиты на электронику и бытовую технику. Больше всего участилась выдача кредитов на покупку телевизоров, смартфонов, ноутбуков и стиральных машин.