Власти Петербурга объявили конкурс по доработке проекта экопарка в Юнтолово

Автор фото: Лидия Верещагина / "ДП"
Экопарк в Юнтолово (Камышовая улица)

Смольный объявил конкурс на доработку проекта экопарка в буферной зоне Юнтоловского заказника. Формулировки вызывают вопросы.

Конкурс объявлен на "разработку проекта благоустройства элементов благоустройства объекта, расположенного на территории зелёных насаждений общего пользования городского значения № 15185 “Парк без названия северо–западнее пересечения Камышовой ул. и Яхтенной ул.”". Заказчиком выступает городской Центр комплексного благоустройства (ЦКБ). Начальная цена контракта — около 40 млн рублей.

Что случилось с экопарком в Юнтолово

Контракт на создание парка северо–западнее пересечения Камышовой и Яхтенной ул. ЦКБ заключил ещё в сентябре 2019 года с ОАО "ССУ–5". Город принял и оплатил работы примерно на 250 млн рублей при общей стоимости контракта приблизительно 900 млн.
На участке площадью около 75 га успели вырубить часть леса и завезти песок (что позволило местами поднять уровень грунта и образовать большие круглые поляны под общественные зоны). В результате, по наблюдениям местных жителей, оставшийся лес стало затапливать. Городские власти и надзорные органы пришли к выводу, что на стройке использовался более дешёвый геотекстильный материал, чем тот, что был предусмотрен проектом. Кроме того, песок будто бы использовался со слишком низким коэффициентом фильтрации (плохо пропускающий воду). В компании–подрядчике ставили расчёты чиновников под сомнение и утверждали, что весь процесс контролировался заказчиком.
В январе 2021 года Смольный расторг договор с подрядчиком "ССУ–5" в одностороннем порядке. Но компания успешно обжаловала это решение города в суде. Арбитраж счёл, что "выполненные работы соответствуют требованиям контракта и проектной документации". Было принято во внимание, в частности, что "нормативно–технические документы, которые содержат правила отбора проб из тела насыпи для установления коэффициента фильтрации песка до его использования в теле насыпи, экспертами не выявлены".
На сайте ССУ–5 экопарк значится как объект компании. При этом в системе госзакупок сказано, что исполнение контракта прекращено, данных о судебных решениях туда не загружено. Так или иначе срок контракта истёк в декабре 2022 года. То есть в любом случае встаёт вопрос о его продлении или заключении нового.
Можно предположить, что выбранная заказчиком канцелярская формулировка в нынешней закупке ("разработка проекта благоустройства элементов благоустройства") не случайна.
Ведь ей отдали предпочтение вместо использовавшихся ранее для этого объекта более простых и, казалось бы, более подходящих фраз: "выполнение проектно–изыскательских работ по созданию нового парка", "создание (размещение) объекта зелёных насаждений".
То есть речь теперь идёт как бы не о создании нового объекта, а о работе с его элементами.
Не исключено, что всё это придумано, чтобы выйти из сложившейся правовой коллизии. Например, заключить контракт уже на новый вид работ с другим подрядчиком. Впрочем, никаких подтверждений этому нет.

Когда доработают проект экопарка

В январе 2024 года на пресс–конференции в ТАСС замглавы городского комитета по благоустройству Лариса Канунникова сообщила, что, поскольку "там были сложности", потребуется провести "новые изыскания". Город сможет приступить к этим работам, так как судебные разбирательства наконец завершены.
"В этом году мы начинаем проектирование, на следующий год заканчиваем и дальше будем благоустраивать этот парк по тому проекту, который будет разработан на основе исследований, которые, надеюсь, завершатся в этом году", — сказала замглавы комитета.
Она также пообещала, что решения будут приниматься "при активном участии жителей в рамках общественных обсуждений, которые пройдут в городе по этому проекту".
Как следует из материалов закупки на разработку проекта, работы должны быть выполнены в два этапа. К августу 2024 года необходимо провести инженерные изыскания: геодезические, геологические и экологические, а также "ландшафтный анализ и инвентаризацию зелёных насаждений". В том числе их "обследование по санитарному и качественному состоянию".
К сентябрю требуется осуществить "информирование жителей о планируемых работах по благоустройству объекта" (здесь не вполне ясно, что имеется в виду, возможно, речь идёт об общественных обсуждениях), а также актуализировать требования по подключению его к сетям. После этого начнётся второй этап проекта. Он включит разработку и согласование с КГА самого проекта, а также разработку и согласование со всеми заинтересованными ведомствами проектной и рабочей документации. Всё это должно быть завершено уже в 2025 году.
Контракт будет действовать до полного исполнения сторонами своих обязательств, но не позднее 15 ноября 2025 года.
Сроки проведения работ на местности в комитете пока не называли. В соответствии с генпланом парк должен быть обустроен к 2030 году.

Что изменится в проекте

К материалам закупки приложен разработанный в 2017 году проект парка (который, собственно, и предстоит доработать). Он предполагал разделение территории на три зоны. На меньшей, размером 7,7 га, сохраняется естественный ландшафт с устройством экотроп. Вторую зону, самую большую (53,9 га), планировалось превратить в лесопарк (с дорожками, урнами и скамейками). А около 15 га отдают под парк культуры и отдыха (там, собственно, и произошли основные вырубки).
Также к материалам закупки прикреплено новое задание комитета по градостроительству и архитектуре. Как следует из этого документа, должны быть созданы "площадки различного назначения, пешеходные коммуникации, озеленение, освещение". Требуется установить уличную мебель, детское игровое и спортивное оборудование, "пешеходный мостик", беседки, туалеты и городские скульптуры (которые не будут являться памятниками, кого–либо увековечивающими). При этом КГА отказал в выдаче задания на разработку проекта в отношении сцены, которая тоже планировалась в этом парке. По причине того, что Правилами благоустройства города такие объекты не предусматриваются. То есть, возможно, на сцену потребуется получать разрешение на строительство.
Ранее в ходе судебных разбирательств городской заказчик отказался от требования к подрядчику о вывозе (возврате) 378 тыс. м3 оплаченного им песка на 200 млн рублей. Очевидно, при проектировании предстоит решить, что делать с этим песком: вывозить его городу за свой счёт и привозить новый или как–то по–другому устроить дренаж.
"ДП" направил вопросы в комитет по благоустройству и в компанию "ССУ–5".