Наболевшая профессия: дефицит врачей в России усилился

Автор фото: ТАСС

Справиться с кадровым дефицитом в здравоохранении поможет унификация системы оплаты труда и увеличение числа бюджетных мест в вузах.

Согласно подсчётам Минздрава РФ, в настоящий момент дефицит врачей в России составляет почти 26,5 тыс. человек. Нехватка среднего медперсонала оценивается в 50 тыс. человек.
С каждым годом желающих посвятить себя медицине становится всё меньше: в этом году число резюме от соискателей снизилось ещё на 1%. А вот количество предлагаемых работодателями вакансий по сравнению с 2022 годом увеличилось на 37%, отмечают в "HH Cтатистика".

Днём с огнём

Как рассказал Александр Андреев, генеральный директор медтехкомпании "Доктор Рядом", в основном в мегаполисах клиники сталкиваются со сложностями при поиске узких специалистов. "Такие вакансии могут закрываться долго", — говорит он.
По версии службы исследований hh.ru, в Петербурге в топ–10 самых дефицитных специализаций среди врачей в 2023 году вошли такие специальности, как геронтолог, аллерголог, иммунолог, неонатолог, отоларинголог, фтизиатр, офтальмолог, ревматолог, невролог и инфекционист. Также ощущается большая нехватка педиатров, онкологов, пульмонологов, анестезиологов, реаниматологов, врачей функциональной диагностики, эндоскопистов, травматологов и врачей УЗИ.
Ещё более остро стоит проблема в отдалённых населённых пунктах. "В некоторых регионах работают только врачи общей практики. А консультация узкого специалиста доступна лишь у врача телемедицины", — рассказывает Александр Андреев.
Депутаты Госдумы РФ предлагают по распределению направлять в регионы выпускников медвузов. Однако опрошенные "ДП" эксперты раскритиковали эту инициативу.
"На мой взгляд, решить эту проблему насильственным способом, вернув распределение, не удастся, — убеждён Константин Хоманов, терапевт, основатель системы поддержки принятия врачебных решений “Справочник врача”. — Во–первых, работа из–под палки никогда не будет эффективной, во–вторых, возрастёт количество желающих за определённую мзду “помочь” врачу не попасть в какую–нибудь отдалённую деревню или городок. В–третьих, пациент получит абсолютно немотивированного врача, который будет заинтересован лишь в отработке часов, месяцев, лет. О какой качественной диагностике, современном лечении и профилактике можно говорить в этих условиях?"

Не только деньги

По мнению Константина Хоманова, есть более действенные методы решения проблемы кадрового дефицита в медицине. Прежде всего нужно увеличивать зарплату, тем самым поддерживая здоровую конкуренцию среди врачей.
Действительно, именно в медицинской сфере больше всего тех, кого не устраивает текущая зарплата. Согласно майскому опросу службы исследований hh.ru, доля недовольных достигла уже 84%. При этом 29% пожаловались на сокращение зарплаты в 2023 году. Самое серьёзное падение произошло в вакансиях врачей скорой помощи — за последнее полугодие среднее предложение сократилось со 110 тыс. до 70 тыс. рублей.
Заметное падение зарплаты зафиксировано также у гематологов (на 24 тыс. рублей), диетологов (на 17,5 тыс. рублей), нефрологов (на 14,7 тыс. рублей), аллергологов (на 13,8 тыс. рублей) и эпидемиологов (на 13,2 тыс. рублей). В среднем зарплата узкого специалиста в петербургских медицинских учреждениях находится в диапазоне от 50 тыс. до 90 тыс. рублей.
"Врачи не остаются в медицине, потому что не видят перспектив: практически нет карьерного роста, зарплата не увеличивается. Это, естественно, отталкивает", — считает Константин Хоманов.
По мнению эксперта, необходима также социальная помощь в виде низких процентов по ипотеке, права первоочередного поступления детей медработников в детские сады и т. п.
Владислав Тупиков, главный врач многопрофильной клиники "Источник", согласен, что на ситуацию с кадровым голодом значительно повлияла существующая система оплаты труда медиков, а также изменения в системе образования.
"После её модернизации выпускники по окончании вуза должны отработать в первичном амбулаторном звене и только потом пройти обучение в ординатуре (в основном на внебюджетных местах). При этом обучение в интернатуре было отменено. Всё это в совокупности — низкие заработные платы и необходимость отработки терапевтом — приводит к тому, что узкий специалист становится на вес золота", — поясняет он.
Владислав Тупиков также отмечает значительное сокращение количества бюджетных мест в вузах. "На некоторых факультетах таких мест может быть всего в пределах 10. Остальные предназначаются для абитуриентов по целевому набору и за собственные средства", — рассказывает врач.
Платное же обучение может себе позволить не каждый. Так, для первокурсников стоимость обучения лечебному делу в Первом Санкт–Петербургском медицинском университете имени ак. И. П. Павлова в 2023/24 учебном году составила 307 тыс. рублей в год, а в СЗГМУ им. И. И. Мечникова — 291,2 тыс. рублей в год. Таким образом, на этом этапе отсеивается достаточно весомая часть людей, которые в перспективе могли бы стать неплохими врачами и решить проблему кадрового голода в российской медицине.

Комплексное решение

По мнению Александра Андреева, проблему дефицита кадров нужно решать комплексно, начиная с изменения системы образования, изменения имиджа профессии, условий работы.
"Если раньше на приёме присутствовала медсестра, которая заполняла документы, то сейчас не менее 50% времени у врача уходит на работу с документами. Это не может не сказываться как на качестве лечения, так и на восприятии профессии", — считает специалист.
По мнению Ольги Шуппо, научного руководителя сети клиник иммунореабилитации и превентивной медицины Grand Clinic, в реальности очень нужной инициативой является предложенная Минздравом унификация системы оплаты труда медработников.
Задача новой системы — внедрить единые для страны правила, согласно которым будут устанавливать как размер окладов, так и стимулирующие и компенсационные надбавки.
По данным Минздрава, сейчас новую систему тестируют в нескольких регионах страны. Полноценного её запуска можно ожидать в 2025 году.
Кроме того, с 1 января 2023 года для медиков, работающих в городских и районных больницах, а также в службе скорой помощи, введена новая социальная выплата. Она начисляется ежемесячно и составляет от 4,5 тыс. до 18,5 тыс. рублей. Размер зависит от категории сотрудника и вида учреждения здравоохранения. Продолжается кампания по привлечению медработников в сельскую местность. Тем, кто решил переехать работать в село или посёлок, выплачиваются подъёмные размером от 500 тыс. до 2 млн рублей. Точная сумма зависит от занимаемой должности и региона.
Кстати, доходы, которые получают сотрудники сферы здравоохранения в качестве мер социальной поддержки, не облагаются НДФЛ.