Суд прекратил права ИТМО на ненужный ему товарный знак

Автор фото: student.itmo.ru

Суд по интеллектуальным правам (СИП) прекратил права ИТМО на товарный знак из–за неиспользования. Университет сказал, что он ему и не нужен.

Петербургский фонд "Центр международного сотрудничества “Кадуцей”" в январе этого года попытался зарегистрировать товарный знак "Школьный патент" (синяя надпись на жёлтом фоне) по девяти классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), но не смог. Препятствием стали права университета ИТМО на аналогичный бренд, зарегистрированные в 2016 году и действующие до 2025–го.
Тогда "Кадуцей" в апреле обратился в СИП с заявлением, прося прекратить защиту торговой марки по этим классам МКТУ, поскольку последние 3 года вуз её не использует.
Свою потребность в правах именно на такой знак фонд объяснил проведением с 2009 года международного детского конкурса "Школьный патент — шаг в будущее!". Этот проект реализуется совместно со Всемирной организацией интеллектуальной собственности и при поддержке Совфеда, Минобороны и Роспатента. К слову, в 2021 году участие в конкурсе приняли 2,5 тыс. детей. Победители получают возможность зарегистрировать права на своё изобретение и сертификаты на дополнительные баллы к результатам ЕГЭ. Фонду в рамках этого проекта необходимо заниматься рекламой, изготавливать материалы под брендом "Школьный патент".
При этом, как следует из материалов дела, фонд в досудебном порядке пытался разрешить спор с университетом, но безрезультатно.
"Университет ИТМО не претендует на указанный товарный знак, и он не используется университетом ни по одному из классов МКТУ", — заявили "ДП" в пресс–службе вуза. В фонде "Кадуцей" на запрос "ДП" не ответили.
По словам Екатерины Попониной, старшего юриста Versus.legal, урегулировать спорный вопрос в досудебном порядке мог помешать формальный подход истца к подготовке предложения для вуза. Именно он, как показывает практика, чаще всего препятствует достижению консенсуса.
"Как правило, такое досудебное предложение состоит из одного или двух листов и не содержит информации, позволяющей достоверно установить перспективы спора. Например, из него практически никогда не определить, какими доказательствами располагает истец. Также обычно предложение не содержит информации о финансовом вознаграждении за отчуждение товарного знака", — пояснила Екатерина Попонина.
При этом, обращает внимание эксперт, претенденту важно подтвердить свою заинтересованность в бренде. Таким аргументом может служить подача заявки в Роспатент, но обращаться в ведомство следует до подачи досудебной претензии.
Собственно, в этом случае фонд сделал всё правильно: 22 января направил заявку на регистрацию обозначения, а 25 января — своё предложение вузу, отмечает эксперт.