В Петербурге после выборов президента развернётся битва на муниципальном уровне

Автор фото: Петр Ковалёв

После президентской кампании в Петербурге начнётся подготовка к губернаторским и муниципальным выборам. "ДП" попытался оценить, как изменится расклад сил в местных советах.

В Петербурге 111 муниципальных образований (МО). Выборы будут проходить в сентябре в 110 округах, так как в МО "Автово" избирательная кампания пройдёт в 2026 году. Выбирают муниципалов на 5 лет, так же как и губернатора. На последних выборах, в 2019 году, по данным Горизбиркома, петербуржцы избрали в местные советы 1560 человек, из них 959 (61,5%) были выдвинуты "Единой Россией", 108 (6,9%) — "Справедливой Россией", 72 (4,6%) — КПРФ, ещё 31 (2%) — ЛДПР. Самовыдвиженцы получили 259 мандатов (16,6%) и обеспечили большинство в шести муниципалитетах, "Справедливая Россия" — в трёх, "Яблоко" — в двух. КПРФ и "Партия роста" получили под контроль по одному округу.

Прогремели на всю страну

Муниципальные выборы в сентябре 2019 года, как и последующие довыборы, сопровождались скандалами. В частности, кандидаты заявляли, что муниципалитеты специально меняли наименования округов, расположение избиркомов скрывалось от общественности, в дни приёма документов от кандидатов избиркомы неожиданно закрывались или вдруг там появлялись фейковые очереди. По данным Горизбиркома, за период проведения муниципальной кампании поступило более 1600 обращений. Суды Петербурга приняли к производству более 500 административных исковых заявлений и материалов по делам об административных правонарушениях.
По результатам многочисленных жалоб в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) в Петербург приезжали представители этого федерального органа. 27 июня 2019 года председатель ЦИК Элла Памфилова заявила, что "если это безобразие не удастся остановить, выборы могут быть отменены". Само голосование также прогремело на всю страну — были зафиксированы эпизоды нападения и избиения наблюдателей, кандидаты от оппозиционных партий настаивали, что фальсификации являются массовыми.
Результатом многочисленных скандалов стал конфликт между петербургским и федеральным избиркомом, который не рассосался полностью до сих пор. Главой Горизбиркома в 2019 году был Виктор Миненко, которому Элла Памфилова выразила недоверие. Она предложила Миненко и всему составу Горизбиркома уйти в отставку, не дожидаясь окончания срока полномочий. На место Миненко позднее была поставлена Наталья Чечина. От неё в Москве ожидали оздоровления городской избирательной системы. Однако единственные изменения, которые произошли при Чечиной, — это начало ликвидации избирательных комиссий муниципальных образований. Исправить скандальную репутацию ГИК Чечина не смогла, поэтому позднее Смольный специально сделал должностную рокировку — снял из правительства Максима Мейксина и отправил его руководить городской избирательной комиссией, а для Чечиной подготовил кресло самого Мейксина — "политического" вице–губернатора Петербурга.

Как поведут себя элиты

Доцент кафедры политической психологии СПбГУ Александр Конфисахор отмечает, что муниципальные выборы не способны радикально изменить действующую городскую политику да и для горожан имеют скорее символическое значение.
"Независимые или нелояльные Смольному кандидаты уступают по количеству и по качеству. Провластные кандидаты просто задавят оппозицию своей массой, используя юридические и политические рычаги, совершенно не привлекая к этому внимания. Некоторых нелояльных кандидатов, возможно, даже пропустят. Это, что называется, прецедентная функция политики", — считает Александр Конфисахор.
Директор Центра политологических исследований Павел Салин говорит, что петербургская избирательная система не вписывалась в построенную к 2019 году вертикаль ЦИК и Горизбирком всё равно сохранил относительную самостоятельность.
"Говорить о том, как могут пройти муниципальные выборы и что будет после них, мы сможем только ближе к лету, после президентской кампании. Интересно будет посмотреть, как поведут себя элитные группы и как они решат делить сферы влияния", — замечает Павел Салин.

ИКМО упразднены

Впрочем, нельзя сказать, что муниципальная власть в Петербурге вообще незаметна. Ряд мундепов возглавили общественное движение против закона о хрущёвках и реновации, активно требуя его отмены.
Муниципальная реформа, которой грозили федеральные чиновники, пока отложена — по крайней мере до выборов президента. В марте 2022 года Госдума забрала у муниципалитетов право самим организовывать выборы — упразднены избирательные комиссии муниципальных образований. Формально это делалось для оптимизации структуры комиссий. Но ряд представителей муниципальной власти считали это закономерным продолжением усиления контроля за выборным процессом со стороны власти. Однако к муниципальным избиркомам во время выборов 2019 года действительно были серьёзные претензии. Петербургский горизбирком за время кампании–2019 отменил 282 отказа в регистрации кандидатов в депутаты — в 11,5 раза больше, чем в 2014 году.
В городе закрепляется новая расстановка межпартийных сил. Стоит обратить внимание на новые партии в Законодательном собрании, и, конечно, мы будем ждать, что партия "Новые люди" активно выступит на муниципальных выборах. Депутаты в ЗакСе — это хорошо, но нужно иметь поддержку и на местах. Уходит несистемная оппозиция. Отчасти это люди, которые участвовали в выборах в 2019 году, а после начала СВО бодро уехали за рубеж, и целый ряд муниципальных образований потерял своих депутатов. Сильные имиджевые потери терпит "Яблоко", его активность тоже снизится. Очень большой вопрос, как будут происходить выборы для "Справедливой России — За правду", потому что в нашем городе сегодня это прежде всего парламентская фракция Марины Шишкиной и в меньшей степени региональное отделение Надежды Тихоновой. Важным является и появление в городе активной партии "Коммунисты России", есть большая вероятность, что она будет наращивать присутствие в политическом пространстве. В том числе и на муниципальных выборах в Петербурге. И это будет конкуренция с КПРФ. Так что расклады будут новые и, вероятно, интересные.
Дмитрий Солонников
директор Института современного государственного развития
Выборы второстепенны по сравнению с определением новой модели управления городом. Петербургские власти неоднократно анонсировали муниципальную реформу, но так и не решились за неё взяться. Между тем реформа давно назрела. Системные дефекты существующей модели приводят к тому, что муниципалитеты, а порой и районные администрации "подминаются" депутатами Законодательного собрания, включаются ресурсы для внутриэлитных разборок. Там, где слаба местная власть, всегда возникают желающие её присвоить — это общемировая тенденция. Собственно, все недавние скандалы отражали конфликты Смольного с подобными контрэлитными игроками. И наиболее конкурентно и спокойно выборы проходили там, где подобной конфронтации не было. Муниципальной реформе, очевидно, препятствует совмещение выборов: выдвижение кандидатов в губернаторы зависит от муниципального фильтра, а следовательно, стабильности муниципального лобби. Я бы задумался о переносе муниципальных выборов на следующий год и проведении муниципальной реформы новым губернатором, кто бы им ни был.
Кирилл Страхов
президент Фонда развития городского самоуправления "1870"
Ситуация в Горизбиркоме сейчас совершенно иная, сменился руководитель и состав комиссии. Уже на довыборах новая команда себя проверила, испытала. Надо сказать, что прошло всё достаточно гладко. Если мы вспомним прошлые выборы и скандалы, то происходило это из–за отказа в регистрации кандидатов, закрытия перед кандидатами дверей и т. д. Я думаю, что сейчас ожидать такого не стоит, так как наша избирательная комиссия очень дорожит пусть ещё только формирующейся, но иной репутацией. Пока нареканий со стороны ЦИК практически нет.
Инна Ветренко
профессор Северо–Западного института управления РАНХиГС