Россия в апреле запустит морские туристические рейсы на Шпицберген

Автор фото: t.me/arktikugol
Шпицберген.
Россия планирует начать морские туристические рейсы в российский шахтёрский посёлок Баренцбург на архипелаге Шпицберген.
Об этом на встрече со студентами Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) сообщил гендиректор треста "Арктикуголь" Ильдар Неверов.
По его словам, открытие регулярного морского сообщения между РФ и Шпицбергеном запланировано в апреле 2024 года, что "расширит возможности организации туризма на архипелаг".
Государственный трест "Арктикуголь", занимающийся на Шпицбергене добычей угля, давно планирует привлекать на российскую часть архипелага группы туристов для наблюдения за китами. В составе треста есть центр арктического туризма "Грумант".
В прошлом году "Арктикуголь" планировал запустить на Шпицберген прямые чартерные рейсы из Москвы, но заявка была отклонена властями Норвегии.
Чтобы попасть на архипелаг, гражданам России сегодня необходимо лететь через материковую Норвегию, но этот маршрут — длинный и запутанный: прямого авиасообщения нет, а поездка из Мурманской области через Киркенес потребует пересадки в Тромсё, а затем в Лонгйирбюене. Кроме того, для этого маршрута необходима действующая норвежская шенгенская виза.
Для морской поездки из Мурманска на Шпицберген визы не потребуется. Парижский договор 1920 года (он же — Шпицбергенский трактат) предоставляет равный доступ к архипелагу гражданам всех стран, подписавших документ, в том числе России, отмечает издание Barents Observer.
Архипелаг Шпицберген принадлежит Норвегии, но имеет особый статус, позволяющий России вести на нём экономическую деятельность. В Баренцбурге живут порядка 500 человек, в том числе вахтовики — шахтёры российского треста "Арктикуголь". На острове также находятся поселения Пирамида и Грумант.
Весной 2022 года посёлок Баренцбург остался без снабжения из-за позиции Норвегии, которая отказалась сделать исключение из санкций для российских грузов. Ситуация разрешилась, при этом в Осло заявили, что "никогда и не запрещали поставки", а дело было в российской регистрации транспортных средств.