Вулкан на пепелище: селлеры заждались компенсаций после пожара на складе WB

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Пожар на складе Wildberries в Шушарах

Каждый десятый предприниматель, товары которого сгорели на складе корпорации Wildberries в Шушарах, спустя более чем два с половиной месяца после пожара не получил ни копейки возмещения.

С учётом недовольства пострадавших онлайн–торговцев размером предложенного Wildberries возмещения корпорация, можно сказать, живёт на вулкане, который грозит выбросить сотни, если не тысячи арбитражных исков.
Редакция "Делового Петербурга" направила в ООО "Вайлдберриз" официальный запрос, в котором предложила подробно рассказать о том, как идёт работа по возмещению потерь как петербургским, так и иногородним предпринимателям, которые использовали склад в Шушарах для хранения своих товаров. На запрос объёмом чуть менее 2 тыс. знаков корпорация ответила текстом в 1,1 тыс. знаков. Из него мы вновь узнали, что сразу после пожара корпорация получила аж "несколько сотен" обращений от селлеров, готовых добровольно отказаться от любых компенсаций за сгоревшие товары. Правда, такой ответ не даёт возможности понять, сколько именно "некоторых продавцов" подавали такие обращения.
Ещё примечательнее оказался ответ на вопрос о том, сколько индивидуальных предпринимателей и сколько компаний по состоянию на 25 марта 2024 года согласились с предложенной корпорацией в начале марта компенсацией и подписали график выплат за сгоревшие на складе товары.
Пресс–служба компании свела всё к короткому заявлению о том, что "90% продавцов уже получили частичные или полные выплаты, Wildberries перечисляет транши компенсации еженедельно". То есть можно предположить, что каждый десятый из пострадавших от пожара на складе в Шушарах спустя более чем 2 месяца не получил от маркетплейса ни копейки.

Как WB рассчитывал выплаты

"ДП" пообщался с некоторыми из предпринимателей, которым не посчастливилось отправить свои товары на миллионные суммы на склад Wildberries в Шушарах.
Так, как рассказала в разговоре с "ДП" одна из индивидуальных предпринимательниц, предложенная корпорацией Widberries совокупная компенсация, по её версии, в итоге оказалась на 20% меньше даже не продажной цены, а себестоимости её товаров. "И это притом, что я приняла участие в первой январской акции по продвижению, которая стартовала как раз накануне пожара, 12 января, и согласились на снижение цен в диапазоне от 7 до 10%, — уточняет она. — Конечно, я не согласились с данным отчётом, но при этом попала в число тех, кто получил частичные компенсации".
Как уточнила предпринимательница, первые нескольких десятков тысяч рублей ей пришли ещё в феврале.
"Насколько я поняла, это были деньги за те товары, что были заказаны 13 января, в день пожара. Wildberries посчитал, что они были якобы доставлены клиентам, а затем вернулись обратно, — соответственно, с нас высчитали деньги за двойную доставку, плюс на дальнейшие расчёты стал влиять изменившийся в худшую сторону процент выкупа, — рассказала она. — Сейчас появилось очень много разных помощников, которые обещают решить проблемы селлеров, пострадавших от пожара на складе в Шушарах, — за самые разные деньги. Есть, например, масса юристов, которые явно даже и в глаза не видели оферту WB. Есть общественные организации, которые предлагают платить серьёзные для меня, как предпринимателя, ежемесячные взносы и что–то обещают, но без каких–либо гарантий. Но я поняла только одно: за свои права надо бороться самой. На сегодня после неоднократных обращений в WB, в том числе с досудебной претензией, мне компенсировано менее четверти от справедливой, по моему мнению, суммы возмещения. Я очень рассчитываю договориться полюбовно, но в случае необходимости готова защищать свои интересы в арбитражном суде".
"Пока нам было выплачено около 5% от себестоимости товара, в марте нам прислали расчёт конечной компенсации от Wildberries, но там сумма меньше нашей себестоимости, — рассказывает другой предприниматель, товары которого сгорели на складе Wildberries. — Мы продаём обувь, и продажная цена наших товаров на складе в Шушарах составляла примерно 34 млн рублей. Их себестоимость — чуть менее 24 млн рублей".
Разница между себестоимостью и ценой продажи не такая уж и значительная, уверяет предприниматель.
"После того как Wildberries отнимает свою комиссию, стоимость логистики и хранения плюс расходы на рекламу внутри Wildberries — а без этого работать уже нельзя, — продавцу почти ничего не остаётся. Не буду говорить за всех, но в обуви, если остаётся 200–300 рублей с пары, это уже хорошо. И это без учёта наших расходов на аренду складов, офиса и зарплаты сотрудников, — говорит он. — В качестве компенсации нам предложили чуть больше 20 млн. В своих расчётах Wildberries предположил, насколько мы в дальнейшем снизим цену на наши товары, исходя из своей средней статистики, хотя к сезону, который начинается в марте, цены, наоборот, растут. И вот все расчёты шли от “предполагаемой” цены. А дальше от неё маркетплейс отнял свою комиссию, логистику и стоимость хранения. Причём логистика считалась по “предполагаемому” проценту выкупа, то есть если они решили, что лишь 25% покупателей будут выкупать эту модель обуви с первого раза, а остальные будут отказываться, то за каждую проданную пару обуви логистика считалась 4 раза плюс возвраты от покупателей на склад".
По мнению предпринимателя, также и для расчёта стоимости хранения Wildberries взял скорость продаж и "предположил", сколько дней эта обувь будет продаваться.
"Мы уже отправили досудебную претензию, ответа на неё нет больше месяца. Также мы наняли адвоката и готовим иск, — резюмирует он. — Дальнейшая работа с Wildberries под вопросом. Мы решили развивать сотрудничество с другими онлайн–площадками, а также поддерживать работу своих офлайн–магазинов".

Скрытые имена

И непосредственное общение с предпринимателями, которые пока ещё отказываются авторизованно критиковать корпорацию, возможно опасаясь попадания в её чёрные списки, и изучение многочисленных форумов и сообществ пострадавших однозначно свидетельствуют, что в перспективе вероятно настоящее извержение арбитражных исков.
Впрочем, если корпорация не изменит политику взаимодействия как с бизнес–контрагентами, так и со СМИ и общественными организациями, защищающими интересы малого и среднего бизнеса, то её вполне может ожидать и столкновение с тем "креативом", который применили в своё время против крупнейших банков страны ипотечные валютные заёмщики.
Досье:
13–14 января в Шушарах сгорел основной склад Wildberries в Петербурге и на Северо–Западе площадью 105,8 тыс. м 2 . По оценке участников рынка, с него отгружалось около 9% всех заказов маркетплейса. Все товары, находившиеся на складе, сгорели. Страховщики предварительно оценили ущерб в 10–12 млрд рублей. Согласно бухотчётности компании, выручка ООО "Вайлдберриз" — основного юрлица маркетплейса Wildberries — по итогам 2023 года достигла 538,7 млрд рублей, что на 69,8% превышает показатель 2022 года. Чистая прибыль Wildberries составила 18,9 млрд рублей, продемонстрировав рост год к году на 87%.