Рынок IPO подкормят деньгами негосударственных пенсионных фондов

Автор фото: Vostock-photo

На рынок первичных размещений скоро допустят пенсионные фонды.

Банк России подготовил проект указания, кардинально расширяющего возможности участия негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в первичных размещениях акций (IPO). После вступления документа в силу для НПФ порог входа снижается с 50 млрд рублей совокупной стоимости акций эмитента на организованных торгах до 3 млрд. Для сравнения: по оценкам компании "Атон", суммарный объём IPO на Мосбирже в 2023 году равнялся 40 млрд рублей, а средний объём размещений — 4,7 млрд рублей.
"Число запланированных IPO станет заметно расти — это факт. НПФ не преминут воспользоваться возможностью и окунутся в IPO с головой, — полагает аналитик Mind Мoney Игорь Юров. — А 3 млрд рублей — это очень низкая граница по российским меркам, таких бизнесов много. И теперь для таких игроков значительно расширяются возможности привлечения относительно дешёвых денег".
Согласно ожидаемому указанию ЦБ, также НПФ получат право увеличить долю приобретаемых акций от общего объёма размещения с 5 до 10%. Более того, пенсионные накопления можно будет вкладывать во все акции на Московской бирже, а не только в акции из индекса Мосбиржи и первого котировального списка.
"Пенсионные деньги хлынут в некрупные компании, — рассуждает Игорь Юров. — Для НПФ это просто праздник. Когда инвестируете деньги в ОФЗ, потенциальная доходность не столь велика, как прямое финансирование бизнеса".
Участники рынка в последнее время сетуют, что число участвующих в IPO институциональных инвесторов не производит впечатления — лишь пять–шесть игроков, а хотелось бы 15–20. Так, по подсчётам "Альфа–Инвестиций", с 2022 года средний процент участия физлиц в IPO составляет 73%. "Частные инвесторы выкупали более 50% от размещённых акций, а ряд ценных бумаг и вовсе был выкуплен розничными инвесторами практически полностью (более чем на 85%)", — говорит руководитель IR–проектов "Цифра брокер" Анастасия Пузанова.
По оценке представителя ИБ "Синара" Олега Карпеева, институционалы в сделках редко интересуются компаниями с рейтингами ниже А. Пространство от ВВВ и ниже "населяют" розничные инвесторы.

Рыночный оптимизм подогревает интерес к IPO

"В 2023 году на российском рынке царили “бычьи” настроения. Это было обусловлено факторами низкой базы после обвала 2022 года, девальвацией рубля и относительно высокими ценами на нефть, — вспоминает аналитик “Алор брокер” Павел Верёвкин. — Для новичков, только пришедших на рынок, это было настоящее эльдорадо". Акции росли широким фронтом, и надо было приложить усилия, чтобы не заработать на этом тренде. Разумеется, на таком фоне "разогретые" инвесторы оказывали повышенное внимание большинству IPO.
Как говорится в отчёте "Эксперт РА", среди компаний, проводивших IPO в 2023–2024 годах, только ПАО "Совкомбанк" можно причислить к крупному бизнесу. Остальные игроки относятся к малому и среднему, но каждый является лидером или значительным игроком в своей отрасли и демонстрирует хороший рост финансовых показателей. Это искушает инвесторов и часто приводит к переподписке во время первичного размещения, что усиливает общий ажиотаж и подогревает текущий успех IPO на рынке.
"Россия пошла по пути Ирана в части тенденции на выход небольших компаний на биржу, и это тренд на годы, а не на месяцы, — считает управляющий директор ИК “Иволга Капитал” Дмитрий Александров. — Закрытость финансовой системы создаёт дефицит инструментов для частных инвесторов, и они ищут возможности для инвестиций в растущий частный бизнес".
С другой стороны, у бизнеса тоже не так много опций себя капитализировать и найти финансирование.

На очереди десятки эмитентов

Список ожидаемых IPO–2024 обширен, называются от 15 до 30 компаний. Но, оговаривается аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын, всё–таки в первую очередь интересны крупные IPO: МТС Банка и, возможно, не названной пока дочерней компании "Ростелекома", а также размещение Selectel. Недавно провела размещение МФО "Займер", а в перспективе ожидается IPO логистической компании КИФА.
"Наиболее вероятные кандидаты на IPO — “дочки” АФК “Система” (МТС Банк — в начале марта акционеры одобрили допэмиссию и подачу заявления на листинг на Мосбирже) и “Ростелекома” (в этом году запланировано одно размещение для тестирования спроса, и, скорее всего, это будет одна из компаний, работающих в сфере облачных данных или предоставляющих услуги дата–центров)", — соглашается управляющий эксперт Центра аналитики ПСБ Екатерина Крылова.
По её словам, потенциально выйти на IPO могут и другие компании, например Sunlight или Sokolov. По крайней мере они обозначали свои намерения на этот счёт, но без конкретных сроков. А учитывая успехи в размещении компаний из IT–сектора ("Позитив", "Астра", "Диасофт"), эксперт не исключает желания их "коллег" также выйти на рынок акционерного капитала.
В России можно ожидать появления большего числа компаний на фондовом рынке и участия в них граждан напрямую или через инструменты долгосрочных сбережений. IPO на внутреннем рынке уже перестали быть экзотикой, а на отрезке в несколько лет можно ожидать "конвейера" таких сделок. Средства инвесторов, уже привыкших до 2022 года к инвестициям в зарубежные акции, остаются на российском рынке, а инвесторы приобрели аппетит к более рискованным и волатильным инвестициям. Финансовые институты могут потерять долгосрочных заёмщиков, но получат возможность заработать на подготовке компаний к IPO или размещению облигаций, а также инвестированию в них для себя и своих клиентов. Дальнейший рост непроцентных доходов финансовых организаций — одно из ожидаемых последствий изменений.
Гарегин Тосунян
президент Ассоциации российских банков
В течение 2022–2023 годов и в I квартале 2024–го на рынок облигаций вышло несколько десятков новых имён, размещены сотни новых займов. За это же время состоялось только 13 IPO. Причём из 13 компаний только 10 имели кредитные рейтинги и выпуски облигаций в обращении. Поэтому логично предположить, что корреляция между выпуском облигаций и IPO, безусловно, есть, и некоторые компании, разместившие облигации, ставят себе конечной целью привлечение акционерного капитала. Но далеко не все руководствуются такой целью, и уж тем более далеко не все эту цель смогут достичь в ближайшее время. Требования к выходу на IPO намного жёстче, чем при облигационном выпуске, а весь путь на биржу в случае с акциями занимает 8–12 месяцев против 2–3 месяцев на подготовку к выпуску облигаций.
Алексей Антипин
основатель ИК "Юнисервис Капитал"