Маркетинг и квалификация: почему юристы остаются без работы

Автор фото: Freepik.com

Аналитики и юридические компании едины в оценке ситуации: со стороны бизнеса спрос на услуги в этой сфере растёт стремительными темпами. Крупные предприятия начали усиливать свои инхаус-подразделения. Повышается востребованность привлечённых экспертов во всех бизнес-сегментах. И это вскрывает ряд проблем с текущей ситуацией на рынке юридических услуг.

Отрасли сегодня не хватает кадров, отмечают в группе "Победа". Компания получила Гран-при "Юртопа-2023" по версии "Делового Петербурга" за уникальные проекты, которые формирует для юридического сообщества — они в том числе нацелены на то, чтобы повышать уровень знаний специалистов и давать им ключи к грамотному тайм-менеджменту. На вопрос, не боится ли команда растить конкурентов — здесь отвечают, что наоборот в них заинтересованы. Это важно для развития рынка. Каковы другие точки роста для юрфирм, "ДП" рассказали партнёры группы "Победа": Елена Финогенова, Олег Финогенов и Владимир Горлов.
⁠Какие особенности в ведении юридического бизнеса проявились в последние год-полтора?
О.Ф.: Отвечу как стратег и управленец. Основная особенность — сложность планирования процесса целиком. Суды явно перегружены. Изменились сроки назначения дел, слушания чаще откладываются — и на более длительное время. Это всё значительно влияет на сроки реализации проектов. Казалось бы, это может лишь обрадовать юристов, потому что обычно клиент платит ежемесячно, — но только неопытных. Если компания оценивает проект целиком, она не заинтересована в значительном увеличении сроков. Клиенты тоже на такие тенденции реагируют по-разному. Обычно негативно, потому что затягивание некомфортной ситуации не может нравиться никому. Ещё одна особенность — увеличение спроса с одной страны, и ярко обозначившийся дефицит кадров с другой. Кажется, что юристов много, но это иллюзия. Потому что вопрос, не в количестве, а в первую очередь в качестве специалистов.
Олег Финогенов, президент и партнёр группы "Победа"
Е.Ф.: На арену вышли экспертность и мультиспециализация юристов. Большинство вопросов клиента затрагивают параллельно несколько правовых направлений — и неумение юриста, адвоката жонглировать знаниями одновременно, например, в уголовной, банкротной, гражданско-правовой отраслях всегда ведёт ведет к ухудшению ситуации клиента. И получается, что те, кто не может и не хочет ежедневно учиться, развиваться, кто не умеет управлять временем, а значит работать много и очень много, — выпадают из конкурентного поля. А значит — сейчас время возможностей.
⁠Какие тенденции в связи такими трансформациями сегодня актуальны для рынка?
В.Г.: На мой взгляд, первая тенденция — это активный юридический маркетинг. Сейчас его изучают даже на академическом уровне. Вторая — активное и быстрое изменение законодательства, за которым не поспевает бизнес. Многие живут по принципу "авось, и так пройдёт". Но не проходит. Это ярко показывает огромное количество уголовных дел, арестов предпринимателей всех уровней и в конце 2023-го, и в текущем году. Отсюда потребность иметь рядом юристов высокой квалификации, будь то штатные специалисты или привлечённые. И это основной критерий безопасности для бизнеса.
Владимир Горлов, вице-президент и партнёр группы "Победа"
Третья тенденция — объединение бизнесом собственной юридической службы и привлечённых на проекты специалистов. Это позволяет предпринимателям максимально оценивать проблемы под всеми возможными углами. Юристы компании знают бизнес изнутри, его специфику, могут оперативно давать информацию, а привлечённые специалисты обычно намного более широко смотрят на ситуацию клиента, совмещают знания из различных отраслей права. Вместе они способны найти самые эффективные решения. И количество таких совместных проектов с каждым месяцем растёт, а спрос на привлечённых специалистов высокой квалификации — в геометрической прогрессии.
В связи с этим вырисовывалась еще одна тенденция — нехватка специалистов такого уровня. Но эту задачу необходимо решать совместно с государством, системно. Возможно, повышать образовательные стандарты, добавлять новые предметы.
Е.Ф.: Кроме того, сейчас набирает обороты тенденция на повышение открытости юриспруденции. Усложняются процессы, ужесточается законодательное регулирование, постоянно меняется судебная практика и люди хотят большей понятности процессов. Юристам необходимо учиться говорить простым языком, перестать умничать сверх меры. То есть одновременно с ростом собственной экспертности нужно упрощать процессы коммуникации с клиентами. Тем, кто это освоит не придётся конкурировать с коллегами.
Елена Финогенова, адвокат, основатель и управляющий партнёр группы "Победа"
Популярен ли тренд на объединение профессионального сообщества? Или пока только в рамках каких-то MICE-мероприятий?
Е.Ф.: Пока не популярен, но необходим. Обмен мнениями усиливает всех. Не нужно опасаться, что кто-то использует твои идеи, опыт. Наоборот, именно такой обмен поможет быстрее и эффективнее помочь клиенту, а это на порядки повысит его лояльность, что приведёт к востребованности, более высоким доходам. Так это работает.