Взяли за язык: частные центры отодвинули от приёма экзаменов у мигрантов

В Петербурге центры тестирования больше не принимают экзамены у мигрантов

Государство зачищает сферу тестирования трудовых мигрантов от коммерческих игроков. Пока участники рынка ожидают решений власти, иностранные работники столкнулись с невозможностью сдать экзамен на знание русского языка.

Теракт в "Крокус Сити Холле" запустил волну ужесточения миграционной политики. После трагических событий власти начали пересматривать условия нахождения иностранных граждан в России. В том числе чиновники обратили внимание на приём экзаменов у приезжих.
Проблема обсуждалась на совещании министра высшего образования и науки Валерия Фалькова с руководством вузов, которая прошла на этой неделе. По итогам встречи глава ведомства поручил усилить контроль за проведением тестирования и выдачи сертификатов, а также изменить подход к организации испытаний.
К 1 мая из процедуры необходимо исключить всех коммерческих партнёров, их больше не будут допускать к проведению экзамена и оформлению сертификатов. В каждом регионе за это теперь будет отвечать конкретный местный вуз. Как выяснил "Деловой Петербург", многие частные центры уже прекратили принимать экзамены, причём это произошло ещё до поручений Фалькова.
Справочник "2ГИС" показывает в Петербурге десятки компаний, которые предоставляют мигрантам различные услуги, включая приём экзамена по русскому языку. "ДП" обзвонил несколько из них и услышал, что сейчас испытания не проводятся, а когда они возобновятся, неизвестно. На сайте ещё одной организации указано, что услуга предоставляется только юрлицам, а иностранным гражданам она не оказывается.
Автор: migration-expert.ru
"25–26 марта (первые рабочие дни после теракта. — Прим. Ред) экзамены ещё проводились и с 27-го приостановились. То есть по Питеру большинство центров прекратили приём экзаменов", — рассказали "ДП" в петербургском центре "Миграция".
По словам собеседника, проблемы даже возникли с сертификатами, выданными 26 марта. В частности, в полиции стали требовать справку, что на экзамене присутствовал сотрудник МВД, хотя никаких распоряжений об этом не было, а на тестировании в принципе не должно быть посторонних.

Силовое вмешательство

Усиление госконтроля сопровождается работой правоохранительных органов. В Петербурге приостановка экзаменов совпала с обысками в коммерческой компании, которая проводила тесты. По версии следствия, у экзаменаторов можно было купить сертификат о прохождении теста за 15 тыс. рублей.
Впоследствии были также задержаны пятеро сотрудников Центра языкового тестирования одного из городских вузов, которых заподозрили в получении прибыли от организации нелегальной миграции.
Параллельно сразу несколько региональных прокуратур подали в суд на СПбГУ. Надзорные ведомства оспаривают выдачу университетом сертификатов о знании языка. Одна из держателей такого сертификата обратилась в Курске за оформлением российского гражданства, но с чиновниками общалась при помощи переводчика.

Как была устроена система

Фактически экзамены на знание языка и ранее принимали государственные вузы. Экзаменаторы обучались в этих университетах и были там же трудоустроены, рассказывают участники рынка.
Поскольку вуз не мог протестировать всех желающих, то заключал договор с частными центрами, занимавшихся организацией процесса. Результаты теста отправлялись в учебное заведение, которое и проверяло правильность выполнения заданий. При этом сдавшим экзамен выдавался сертификат государственного образца.
"Тестеры по факту числятся сотрудниками вуза. Для них в обязательном порядке проводятся обучение и экзамен. Только после прохождения такой подготовки они допускались к проведению тестирования мигрантов. Плюс регулярно проводились тренинги с представителями МВД о коррупции и тому подобное, то есть разъяснительная работа постоянно велась", — отмечают в центре "Миграция".
Таким образом, коммерческие структуры выполняли посредническую роль, привлекая клиентов и занимаясь их обслуживанием. Так, Российский университет дружбы народов (РУДН) сотрудничал с сотней партнёров, проводивших экзамен, половина из них — негосударственные, в том числе коммерческие, структуры.
"Мы просто предоставляли для РУДН площадку, компьютеры, обслуживание мигрантов. Иногда мы проводили обучение мигрантов, но это было крайне редко, потому что никто не хочет платить, а бесплатные только первые две консультации"", — рассказывает бывший руководитель пермского Центра социально-культурной адаптации мигрантов Наталья Мохова.
По её словам, работа центра с РУДН строилась на основании схем и договоров, которые были разработаны самим университетом и согласованы с правоохранительными органами.
Как сообщили в комитете по межнациональным отношениям и миграционной политике, в Петербурге частные центры сотрудничают с тремя вузами. Судя по статистике, половина потока приходится на СПбГУ, за первый квартал туда обратилось 16 тыс. человек, 14,3 тыс. из них успешно сдали. Псковский университет принял 11,1 тыс. желающих пройти тест, 10,9 тыс. смогли пройти испытание. РГПУ им. Герцена проверил 2,9 тыс. человек и выдал 2,7 тыс. сертификатов.
Все три вуза, а также РУДН и Госинститут русского языка им. Пушкина на неделе получили предостережения Рособрнадзора о недопустимости нарушений на экзаменах для мигрантов. Кроме того, в Институте русского языка прошла проверка, результаты которой повлекли смену руководства.

Что будет дальше

Как будет устроена система по-новому, и смогут ли вузы принять всех желающих сдать экзамен пока не ясно. Возможно, аккредитованные университеты будут открывать собственные центры тестирования. РУДН вместо работы с частными центрами намерен развивать сотрудничество с региональными вузами.
"Конечно, вузам необходимо будет время, чтобы перестроить работу, потому что количество мест для проведения тестирования в первое время сократится, но это лишь временный эффект. Подключение новых вузов в регионах решит данный вопрос", — заявила "Известиям" проректор РУДН Елена Апасова.
По мнению заведующего кафедрой безопасности Президентской академии в Петербурге, доктора экономических наук Александра Дмитриева, вузы смогут справиться с наплывом мигрантов, поскольку у них есть нужные специалисты и образовательные программы.
"Необходимо разработать стратегию на федеральном уровне, которая предусматривала бы соответствующий правовой и организационный механизм, а также систему финансирования обучения мигрантов", — полагает эксперт.
Ещё одной обсуждаемой инициативой является введение в экзамен проверки устной речи. По словам главы комитета по межнациональным отношениям и миграционной политике Олега Капитанова, работу в этом направлении ведёт петербургское Управление по вопросам миграции, а саму инициативу Смольный направил в Москву. Целесообразность аудирования уже отметили в Рособрнадзоре.
О необходимости проверки говорения в интервью РБК говорила ректор (теперь уже бывший) Института русского языка Наталья Трухановская. По её словам, устная речь была исключена из экзамена в 2021 году. По итогам того года власти ожидали рекордного роста миграции, рассчитывая на возвращение иностранцев, которые покинули Россию из-за пандемии или не смогли вернуться из-за закрытых границ.

Угроза несдачи — угроза выдворения

По действующим правилам мигрант должен сдать экзамен в первые 30 дней пребывания в России, и только после этого он может получить трудовой патент или вид на жительство. В случае несдачи экзамена они должны покинуть пределы страны.
Сейчас иностранные работники фактически столкнулись с невозможностью сдать экзамен и, соответственно, угрозой выдворения, отмечают собеседники "ДП".
Как отмечает руководитель группы практики трудового и миграционного права "Пепеляев Групп" Роман Жеребцов, оспорить выдворение из-за нарушения миграционного законодательства довольно сложно.
"Шансы на успех есть у тех мигрантов, чья семья и дети проживают в РФ. В таком случае можно попытаться убедить суд, что выдворение его из страны, где он проживает со своей семьей и детьми, будет явно несоразмерным вмешательством государства в сферу личной и семейной жизни. Это может сработать, если нарушение не является тяжким и если у мигранта не было умысла нарушать законодательство РФ", — комментирует юрист.
Успеет ли государство к 1 мая эффективно перестроить систему, чтобы мигранты вновь могли сдать экзамен, увидим в ближайшее время.
Последние годы меняется возрастной и гендерный состав, миграция "молодеет", становится больше женщин и детей, растёт число приятых в гражданство, в т.ч. по программе "соотечественники". Существенного снижения миграции и сейчас нет, есть лишь некоторые колебания. Может наблюдаться дефицит специалистов, но только по отдельным вакансиям и не во всех регионах проблема может стать остро. Но для Петербурга, субъекта с высоким процентом доли занятых иностранных граждан проблема может быть актуальна. При этом значительное число иностранных граждан работает в сферах строительства, транспорта, ЖКХ. Первая сфера оказывает значительное влияние на экономику города. Более того, несмотря на острую ситуацию пока нет ни существенного изменения миграционной политики (сохраняется безвизовый въезд, патенты, облегчённый порядок для граждан Армении, Беларуси, Кыргызстана, Казахстана) ни значительных цифр по выдворению и депортации. Влиять может и курс рубля, но пока нет резких колебаний вниз.
Сергей Андрейцо
Доцент кафедры правоведения Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат юридических наук
В течение последних лет, начиная с 2021 года, по статистике Пограничной службы ФСБ, количество трудовых мигрантов, пересекающих границу РФ растёт. Только в 2023 году это число увеличилось на 30% до 4,5 млн. человек. Большинство мигрантов, порядка 80%, приезжает из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Растёт количество мигрантов из Индии, Вьетнама и Турции. Уменьшилось количество трудовых мигрантов из некоторых стран Европы, например, из Германии, Молдовы, Украины. Традиционно трудовые мигранты востребованы там, куда неохотно идут работать наши соотечественники. Однако, изменение миграционного законодательства не должно привести к существенному оттоку мигрантов и призвано лишь узаконить пребывание мигрантов на территории РФ, чтобы они не жили без регистрации и работали по трудовому договору, а сам приток мигрантов осуществлялся исключительно по запросу работодателей. Тем не менее, не все предприятия соблюдают данные требования, поэтому и возникают проблемы. Кроме того, даже, если будет уменьшаться поток из Средней Азии, то его могут заместить приезжие из Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки.
Александр Дмитриев
заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук