Пить или не пить: алкогольный рынок выходит из серой зоны

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
В разных сегментах алкогольного рынка происходит несколько параллельных процессов, каждый из которых сулит перемены и производителям, и продавцам, и конечному потребителю. Совсем скоро, 1 мая, вступают в силу новые ставки по акцизам на вино. Суммы вырастут весьма значительно: с 34 до 108 рублей за литр для тихих и с 45 до 119 рублей для игристых вин.
Пивная отрасль тем временем привыкла жить с обязательной маркировкой, но всё ещё не может целиком выйти из тени. А в парламентах Санкт-Петербурга и Ленинградской области вовсю идёт обсуждение только что вступившего в силу федерального закона, дающего регионам право ограничивать торговлю алкоголем в предприятиях общественного питания, расположенных в многоквартирных жилых домах. В народе он известен как "закон о наливайках".
Экспорт отечественного крепкого алкоголя запрещён в страны ЕС и США, а импортным напиткам становится всё сложнее попасть на полки российских магазинов. И всё это происходит на фоне сложной политической и экономической обстановки, делающей долгосрочное планирование почти невозможным. О том, как с этими вызовами справляются игроки рынка, говорили участники круглого стола, организованного "Деловым Петербургом".

Часики тикают

Согласно статистике, озвученной руководителем межрегионального Управления Росалкотабакконтроля по СЗФО Юрием Чащиным, с 2021 по 2023 год количество произведённой в России алкогольной продукции выросло с 989,5 млн до 1,1 млрд дкл. На территории СЗФО за то же время произошло некоторое сокращение производства: с 82 млн до 78,8 млн дкл. При этом статистика розничных продаж через кассы сокращения не демонстрирует. Легальной алкогольной продукции, отслеживаемой через систему ЕГАИС, по СЗФО в 2023 году было продано 32,2 млн дкл. Отдельно учитывается пиво, пуаре и медовуха — этих напитков продали 81,6 млн дкл.
Генеральный директор Клуба профессионалов алкогольного рынка Максим Черниговский отметил, что для нашей страны характерна особая структура потребления. Около 80% всей потребляемой в России алкогольной продукции, в пересчёте на абсолютный алкоголь, — это пиво и водка. При этом значительная часть алкоголя производится и продаётся нелегально.
"В России жесточайшее законодательство, связанное с производством и розничной торговлей алкогольной продукцией. Но, к сожалению, очень часто оно нивелируется необязательностью его исполнения. У нас около 70 тыс. населённых пунктов, главным образом в сельской местности, где вообще полностью отсутствует легальная торговля алкоголем. Что пьют в этих местах? В лучшем случае самогон. В худшем — некую спиртосодержащую продукцию, которой травятся и от которой умирают наши люди. Пока мы не получим высокую культуру исполнения тех законов и ограничений, которые уже существуют, ввод дополнительных ограничений лишь стимулирует рост продаж нелегальной продукции", — подчеркнул эксперт.
В качестве примера излишних ограничений он привёл временные рамки, в пределах которых можно продавать алкоголь в розницу. В 2008 году федеральный центр позволил регионам назначать их самостоятельно. В результате в Петербурге это время с 11:00 до 22:00, а в соседней Ленинградской области — с 9:00 до 22:00. Между тем после внедрения системы ЕГАИС, позволяющей вести строгий учёт всей легально производимой и реализуемой алкогольной продукции, многие регионы предпочли отказаться от самостоятельно установленных рамок, вернув федеральную норму (с 08:00 до 22:00). По мнению Черниговского, аналогичное решение в Петербурге помогло бы изрядно обелить рынок.
Тему подхватила Ольга Волкова, председатель комитета по торговле Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты. "Предприниматели говорят, что сейчас существует два параллельных мира. Один — добросовестных производителей и продавцов. Другой — чёрный или серый рынок. В 2008 году регионы получили право вводить собственные временные ограничения для продажи алкоголя. Они его использовали. За эти годы сменилось поколение. Изменилось и потребление. И сейчас мы видим обратную тенденцию, когда субъекты РФ пользуются своим правом привести законодательство в соответствие с федеральным. В 2023 году это сделали Республика Татарстан, Самарская область. А в 2022 году — Псковская область. И сразу увидела дополнительные поступления в бюджет. Если в Петербурге мы снимем временной запрет, то позволим малым предпринимателям, которые дорожат своей лицензией, не иметь дополнительных искушений с 22:00 до 23:00″, — считает она.
Впрочем, были отмечены и позитивные перемены. "В законодательстве многое изменилось, и сейчас регулирование совершенно иное, если сравнивать, например, с 2011 годом. Сейчас можно получить помощь от государства. Раньше возникало по семь вариантов толкования одного и того же закона. А когда мы посылали свои вопросы в регулирующие органы, нам просто отвечали: смотрите пункт такой-то такого-то постановления. Сейчас я получаю полное разъяснение. Я могу обратиться как к региональным отделениям, так и в Москву и всегда получить понятный ответ на грамотно заданный вопрос. Производителям в этом смысле стало легче", — рассказала коммерческий директор завода "Алкон" Клавдия Рожкова.

Не отмыть добела

"Закон о наливайках" предсказуемо стал одной из самых бурно обсуждаемых тем. "Если мы сейчас введём эти совершенно неразумные временные ограничения, мы тем самым значительно уменьшим количество легальных операторов алкогольного рынка. Создадим дополнительное число безработных. И простимулируем рост нелегальных продаж", — заявил Максим Черниговский. Также он выступил против использования самого термина "наливайка".
"Если оперировать понятиями, которые есть в законе, то есть легальные операторы рынка и нелегальные. А "наливайки" — это какая-то художественная интерпретация. Если нас на сегодняшний день не устраивает работа легальных операторов рынка, значит, должны меняться лицензионные правила. Но тех, что живут в рамках правового поля, то есть платят налоги, обеспечивают работой достаточно большое количество наших граждан, не надо обзывать "наливайками" или как-то ещё", — акцентировал эксперт.
Позицию малых производителей пива представил основатель проекта "Бакунин" Александр Романенко. "В пивном мире это называется не "наливайками", а "разливайками". Они же МРП — магазины разливного пива. Зачастую это некие ИП, работающие на патенте. Небольшие торговые точки, не имеющие ничего общего с барами. Данный сегмент торговли является основным рынком сбыта для пивоваренных компаний, которые работают мимо ЕГАИС. Среди малых пивоварен "приличной" можно назвать ту, которая платит 50-70% акцизов от своего товарооборота. Это если говорить по Северо-Западу. А если обратить внимание на региональные малые пивоварни, например из южных регионов или из Сибири, — там дела с уплатой акцизов обстоят гораздо хуже. Выглядят эти МРП вполне прилично, не шумят и закрываются в 22:00, формально соблюдают законодательство. Но внутри проходит огромное количество безакцизного пива. Чем это оборачивается, например, для моей компании? Мы продаём всё полностью через ЕГАИС, с уплаченным акцизом. И те, кто работает без уплаты акциза, имеют очень серьёзное преимущество по цене. Разница может достигать 30-40% не в нашу пользу. С подобными пивоварнями мы сталкивались в разных регионах страны, в том числе в Новосибирске. Это проблема, с которой мы боремся уже много лет", — описал он ситуацию.
Одним из механизмов, который, по идее, призван помочь победить серый рынок, является обязательная маркировка. О том, как она работает на пивном рынке, рассказал Кирилл Волков, руководитель управления подакцизными товарными группами Центра развития перспективных технологий.
"Пока ещё маркировка на пивном рынке не заработала в полном объёме. Она заключается в нанесении средства идентификации на продукцию и контроле розничной реализации. А вот целиком вся цепочка движения товара не отслеживается. За весь период введения обязательных требований у нас промаркировано почти 4 млрд литров пива. Когда мы только начинали, то часто звучали тезисы, что пивной рынок умрёт с запуском маркировки. Но, по данным Росстата за 2023 год, когда маркировка запускалась, рост рынка составил 1,8%. А рост в январе 2024-го к январю 2023-го составил 8,9%, в феврале 2024-го к февралю 2023-го — 13%. Благодаря контролю в рознице, когда начался этап прослеживаемости по кегам, мы увидели взрывной рост производства. То есть до введения маркировки производители не показывали свои реальные объёмы. Кто-то платил акцизы, кто-то не платил, кто-то маркировал, кто-то нет. Но с момента введения контроля на кассе сильно выросла дисциплина. Сейчас у продавцов есть всего два варианта: либо полностью работать "вчёрную", либо полностью "вбелую". И мы видим, как большое количество магазинов, в том числе и "разливаек", которые раньше работали "по второму складу", сейчас активно переходят на полное обеление", — сообщил он.

Зелен виноград

Хотя законодатели и несколько смягчили для вина новые параметры акциза (изначально предполагалось, что для игристых вин он вырастет до 141 рубля), избежать скачка цен это не поможет. Фактически он уже начался. По словам генерального директора Торгового дома "Реалъ" Александра Мышинского, в новых прайс-листах они уже видят цены на 40-60% выше прежних. Так что приходится искать новых поставщиков.
Анастасия Завьялова, менеджер коммерческого департамента категории "Вино" ТС "Пятёрочка" территория Северо-Запад, подтвердила, что повышение цен уже можно увидеть и на полках магазинов. Однако пока что за счёт больших запасов рост удаётся держать в пределах 6-7%. "Покупатель меняет своё поведение в пользу отечественных вин, а также вин из стран СНГ. Сейчас уже 52% вина в обороте у нас от российских производителей. Но всю потребность в вине они не закроют. У нас нет достаточных посадок виноградников. Есть определённые нюансы, например дефицит по белым сортам винограда. Поэтому мы ищем новые опции, интересные варианты, вина из стран Нового Света. В целом мы очень довольны качеством российских вин. На основных винодельнях модернизировано оборудование, профессиональный кадровый состав. Проблема в том, что наш покупатель до сих пор скептически относится к российскому продукту. Поэтому со стороны государства нужна поддержка не только в виде пошлин, но и со стороны снятия ограничений закона о рекламе для отечественных вин защищённого географического указания и защищённого наименования места производства. Также для повышения лояльности покупателя вина необходимо сдерживать или регулировать рост цен на отечественный продукт, который всегда должен стоить дешевле, чем импорт", — отметила она.
Об ответственности государства говорила и Клавдия Рожкова: "Я не очень понимаю, как повышение акцизов на тихие и игристые вина может помочь отрасли. Особенно в условиях, когда импорт вина сокращается. Я хорошо знаю тех, кто делает вино, я бывала практически на каждом винном заводе в России. Это огромный труд — вырастить виноградники, возродить производство. Так зачем сейчас именно на эту категорию увеличивать акцизы? Может быть, позволить им наращивать объёмы? Есть информация о том, что в правительстве РФ прорабатывается вопрос о возврате части акцизов предприятиям, занимающимся виноделием. Эта поддержка очень важна для развития отрасли. ОАО "Алкон" до принятия так называемого советского "сухого закона", плачевным итогом которого стало уничтожение значительной части виноградников, разливал до 600 тыс. декалитров виноградного вина в год. Поэтому нам близка эта тема".
"То огромное количество законов, которое сейчас принимается, мне кажется следствием конкуренции интересов разных министерств. В рамках нацпроекта "Здравоохранение" стоит задача по снижению потребления алкоголя, табака и так далее. Однако министерство финансов очень заинтересовано в сборе акцизов. Вот они и пытаются сделать так, чтобы и то и то. Проблема в том, что введение ограничений подстёгивает серый рынок. Рост акцизов на табак привёл к увеличению поставок нелегальной продукции. Ведь законы, как говорится, работают только для законопослушных людей. А те, кто их не исполняет, — они и не будут исполнять. Единственный способ соблюсти интересы всех — это увеличить долю легальных продаж", — резюмировал Александр Мышинский.
В том, что импортозамещение в сегменте вина — задача вполне реальная, сошлись практически все участники круглого стола. "Мы очень активно рассматриваем российских производителей. И нашли много вина именно в недорогом сегменте, 500-700 рублей, которое вполне может конкурировать с импортным. Это и игристые, и тихие вина", — поделился коммерческий директор "ЦентроБалт" Артур Буланов.
Главной проблемой остаётся наращивание объёмов производства. Если достойное качество российские производители обеспечить могут уже вполне уверенно, то вот с количеством наблюдаются сложности.

Российское качество

Говоря о внешнем рынке, Юрий Чащин из Росалкотабакконтроля заметил, что по импорту наблюдалось заметное снижение в 2022 году, однако сейчас рынок восстанавливается и почти достиг значений 2021 года. Что касается экспорта, то тут ситуация сложнее. Если в 2021 году из России было поставлено 43,6 млн дкл алкогольной продукции, то в 2023-м — только 25,1 млн дкл.
Александр Романенко обратил внимание на то, что импортное пиво, которое сейчас ввозится в Россию, порой оказывается на полках магазинов по удивительно низкой цене, которую практически невозможно объяснить с учётом всех налогов, пошлин и логистических затрат. В результате отечественное пиво не может конкурировать с ним по цене, даже превосходя по качеству. Предприниматель убеждён, что эту проблему можно решить, в том числе и обратив внимание на позитивный зарубежный опыт.
"Во многих странах для малых пивоварен предусмотрен дисконт 50% на уплату акцизов. То есть государство тебя защищает от гигантов, у которых больше инструментов и возможностей. Если бы такое было в России, это сильно бы помогло. Есть много талантливых креативных малых пивоварен, которые за 5-10 лет могли бы вырасти в суперпредприятия и мы бы полностью заместили импорт. Но акцизная политика мешает им развиваться. Во всём мире практически пивные акцизы исчисляются по 0,1% содержания спирта. У нас же есть просто пиво до 8,5% и выше. Вся градация. Было бы справедливо считать по процентам. Чтобы слабое пиво было дешевле, крепкое — дороже", — объяснил он.
Опытом работы на экспорт в современных условиях также поделился Сергей Грачёв, коммерческий директор премиального водочного бренда "Органика": "Когда западные водочные бренды ушли с рынка, мы сначала обрадовались. Начали занимать освободившиеся площади, развиваться, но импортозамещение произошло очень быстро. Так что конкуренция в сегменте никуда не делась. Если раньше мы за год росли в 2 раза, то в этом году запланирован рост на 70% к прошлому году. Но чувствуем себя уверенно. Сейчас мы очень плотно занимаемся странами СНГ. Рынок там очень разный, в зависимости от страны. Везде своя специфика. Казахстан сильно отличается от Узбекистана и так далее. Но проблем с реализацией нет. Скорее наоборот, несмотря на политические моменты, российская продукция там всегда воспринимается как очень качественная".