Хозяйственный подход: как в России меняются нормы по охране окружающей среды

Автор фото: Евгений Егоров

В 2023 году Госдума внесла в законодательство ряд поправок, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей среды. Основной тренд — в сторону либерализации регулирующих норм. "ДП" отобрал особо интересные новшества.

В этом году вступил в силу Федеральный закон № 268–ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления” и отдельные законодательные акты Российской Федерации", раскрывающий ряд новых терминов, а именно "вторичные ресурсы" и "побочные продукты".

Разделяй и продавай

Суть новации в следующем. При производстве продукции неизбежно образуются отходы. Однако отходы отходам рознь, и некоторые из них попадали в эту группу по формальному признаку. Например, на деревообрабатывающем производстве образуются опилки, а на швейной фабрике — обрезки тканей, которым, так же как древесным отходам, можно найти практическое применение. Разумеется, опилки остались опилками, а ветошь — ветошью, но зато изменился их юридический статус. Теперь то, что можно использовать повторно, учитывается отдельно, уже не как отходы, так что плата за негативное воздействие на окружающую среду (она платится в зависимости от объёма образуемых отходов) может существенно уменьшиться.
Примечательно и то, что определять, какие позиции считать отходом или побочным продуктом, будет сам предприниматель. То есть если он, допустим, придумал, как использовать образующиеся при производстве основной продукции некие обрезки и запускает вторичное производство, количество отходов уменьшается. Однако есть и ограничения. Побочные продукты всё–таки будут считаться отходами, если в течение 3 лет их не использовали в производстве или не передали другому лицу в качестве сырья или товара.
В пользу того, что проявлять инициативу надо именно сейчас, говорит также тот факт, что с этого года, определяя, что считать отходом, предприниматель может не ссылаться на федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). То есть если какое–то вещество указано в ФККО как отход, но появился способ и заинтересованность переработать его в продукцию, на каталог можно не обращать внимания. Разумеется, такая правовая неопределённость свойственна переходному этапу реформ и рано или поздно "окно возможностей" закроется.
А вот вторичные ресурсы — это категория отходов, обращение с которыми регулируется законом об отходах, но в отличие от твёрдых коммунальных отходов (ТКО) их необходимо утилизировать самостоятельно или передать кому–то для этой цели. К вторичным ресурсам относится, например, металлический лом (чёрный и цветной), то есть то, что однозначно должно идти в переработку.
При этом существует риск перепутать побочные продукты с вторичными ресурсами, так как в обывательском понимании и то и другое есть материал, который можно использовать, а не выбрасывать. Чтобы разобраться с тонкостями терминологии и классификации лучше обращаться за консультацией в надзорные органы: в Росприроднадзор или региональные природоохранные органы.
Тем не менее кое в чём можно разобраться и самостоятельно. Побочная продукция может образоваться только в результате производства или оказания услуг, а в результате потребления — нет. То есть полиэтиленовая упаковка — это вторичные ресурсы, а опилки или навоз — побочные продукты, так как образовались в результате производства мебели или молока.

Больше органики

В рамках анализа правоприменения новой редакции федерального закона "Об отходах производства и потребления" стоит отметить признание побочными продуктами навоза и помёта, так как это сразу сняло бремя большого количества проблем, связанных с использованием указанных субстанций в сельском хозяйстве.
Нововведения, возможно, увеличат использование в отечественном сельскохозяйственном производстве органических удобрений вместо минеральных и сделают возможным использовать навоз как экспортный товар.
Для сравнения: в России ежегодно образуется 237 млн тонн навоза и помёта, по данным Минсельхоза России. Употребление же минеральных удобрений в России составляет порядка 5 млн тонн. Таким образом, изменения в экологическом законодательстве создают как условия для увеличения рентабельности и товарообразования в сельском хозяйстве, так и потенциальный рост экспортной выручки страны от продажи удобрений, не нашедших применения в России.

Только на бумаге

Но самое интересное — это интрига, разрешение которой ожидается к концу года. Скорее всего, корректировка структуры отходов полностью изменит цифры отчётности. По данным Минприроды, в год в России производится 70 млн тонн ТБО, часть из которых пойдёт в переработку. Ещё больше, чем переработка, поменяет отчётность смена юридического статуса того, что недавно считалось отходом. Выше говорилось о 237 млн тонн навоза и помёта, а ведь есть ещё более 3 млрд тонн отвалов горных пород и не менее 500 млн тонн хвостов, которые могут пойти на вторичную переработку. Получается, что большая часть отходов в России существовали на бумаге, не являясь таковыми по факту и создавая тем самым сложности для нашей экономики.

Передать цифры

Приказ Минприроды № 540 с весны этого года радует тем, что теперь заявления об утверждении проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), так же как заявки на получение комплексного экологического разрешения и проведение государственной экологической экспертизы, можно подавать через "Госуслуги".
Практика "бумажной" подачи документов неизбежно приводит к конфликтным ситуациям, когда государственный орган утверждает, что ему представили неполный пакет документов, а юридическое лицо жалуется, что его документы потеряны чиновниками. Электронная подача документов обеспечивает прозрачность процедуры, исключая вышеуказанные прецеденты.

История Красного Бора не повторится

В мае текущего года постановлением правительства РФ № 737 установлен предельный срок эксплуатации объектов размещения отходов первого и второго классов опасности. Теперь они могут функционировать не более 25 лет. Это значит, что в будущем не возникнет ситуации, как с нынешним полигоном в Красном Бору, который начал принимать отходы в 1969 году и прекратил активный приём только в 2014–м после ряда аварий, пожаров и скандалов.

Кредиты для объектов ТЭК

Постановление правительства РФ № 709 от 6 мая 2023 года предоставляет возможность получения предприятиям ТЭК льготных кредитов для снижения выбросов опасных загрязняющих веществ. Нюанс в том, что эта возможность предоставлена для предприятий в 12 наиболее проблемных городах, участвующих в проекте "Чистый воздух".
Казалось бы, Санкт–Петербурга это не касается, но тут есть интересный момент. Отсутствие города в проекте, несмотря на значительный вклад промышленности в его экономику, косвенно свидетельствует, что очистка воздуха в промышленном секторе находится на сравнительно высоком для России уровне. Высокие абсолютные показатели выбросов в городе на Неве обусловлены автотранспортом, дающим 85% выбросов (тут льготные кредиты, разумеется, не помогут).
По состоянию на июнь 2023 года в комитете Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среде находятся на разной степени рассмотрения 58 законопроектов и законов с очень широкой динамикой: от конкретизирующих работу с разными группами отходов до регулирования деятельности на территории лесного фонда, в том числе в границах ООПТ. Так что, возможно, тренд на либерализацию экологического законодательства там, где это оправданно и целесообразно, будет набирать силу.