Из гаража — на чемпионат: как любители становятся автопрофессионалами

Автор фото: Роман Яндолин / архив "ДП"

В России стартует новый автомотоспортивный сезон. Петербург уже традиционно примет крупнейшие гонки по дрифту, ралли–рейдам, мотокроссу и многие другие. Об условиях для развития автоспорта в регионе "ДП" рассказал генеральный директор автодрома "Игора Драйв" Алексей Титов.

Кажется, что автоспорт один из самых дорогостоящих при подготовке будущих чемпионов, тем более сейчас, когда цены даже на обычные легковые автомобили заоблачные. Насколько технические виды спорта остаются доступными?
— Это вообще недешёвое удовольствие в сравнении с классическими спортивными дисциплинами, такими как футбол или волейбол, к примеру. Однако наша задача сделать их более доступными. Любой желающий может взять технику и экипировку в аренду, чтобы попробовать свои силы. То есть не нужно тратить много денег, чтобы через некоторое время понять, что настоящего интереса и не было. Хотя в целом, конечно, нужно готовиться к крупным расходам, если появится желание заниматься авто– или мотоспортом.
То есть высоких результатов могут добиться и те, кто вышел не из спортивной семьи?
— Конечно, и у нас есть такие примеры! На занятия по картингу к нам попал 9–летний петербуржец Роман Сергеев и очень хорошо себя зарекомендовал. Его родители ничем подобным не занимались, а просто случайно привели своего ребёнка покататься. Теперь же у этого парня есть все возможности выйти в лидеры российского чемпионата, финал которого пройдёт в Сочи.
А как изменилась техника и технологии за последние годы?
— Несмотря на внешнеполитическое давление, никаких проблем в организации этой работы сейчас нет. Если говорить про технику, на которой выступают наши спортсмены на разных уровнях, здесь абсолютный микс. Приведу в пример уже упомянутый картинг. Ребята в возрасте от 6 лет, занимающиеся в Академии СМП "Микро 4Т", тренируются на технике российского производителя BR Engineering — очень качественной и надёжной.
Безопасность здесь имеет первостепенное значение, потому что за руль садятся дети, а что может быть важнее в нашей стране? Если говорить про автомобильную кольцевую дисциплину, то пользуются большой популярностью классы C1600 и Спортпрототип CN (автомобиль, построенный специально для гонок. — Ред.), где всегда присутствует большое количество автомобилей отечественного производства. Среди них, например, Shortcut — спортивные машины, собранные на 90% из российских компонентов.
Алексей Титов
В каких дисциплинах у петербургских спортсменов есть преимущество перед соперниками?
— Наш регион всегда обладал достаточно мощной школой технических видов спорта. У нас много успехов в раллийных и кольцевых дисциплинах. В последнее время мы видим сильный прирост коллективов, для которых теперь есть качественные базы. На автодроме "Игора Драйв" под Петербургом они могут тренироваться и участвовать в самых разных дисциплинах — это и мотокросс, и ралли–кросс, а также дрифт и шоссейно–кольцевые гонки. В этих категориях технических видов спорта у них есть возможность показывать высокие результаты на региональном уровне и выходить на уровни чемпионатов и Кубков России, которые также проводятся у нас.
Естественно, без опыта, знаний и званий в любую из этих категорий так просто не попасть, так как нужно отбираться, надо готовиться, и у нас есть такая возможность. Подчеркну, что практически любой посетитель может попробовать свои силы на автодроме.
Получается, что одна площадка объединяет в себе множество разных, не связанных друг с другом сложных технических дисциплин?
— Действительно, если взять мировую практику последних 20 лет, то, как правило, автодром концентрируется либо на спорте, когда готовится трасса первой категории, например для "Формулы–1", либо на многофункциональности, но без крупных событий. Однако у нас получилось создать всё сразу: есть и шоссейно–кольцевая трасса высочайшего уровня, и картинг, и ралли–кросс, и мотокросс. При этом работает ещё Центр контраварийной подготовки, большое количество площадок для проведения соревнований по автослалому. Также созданы все возможности для мотолюбителей. К слову, я знаю не больше восьми трасс в мире, которые одновременно обладают высшей омологацией FIM (Международной мотоциклетной федерации. — Ред.) и высшей омологацией FIA (Международной автомобильной федерации. — Ред.), но вот других возможностей эти площадки не предоставляют.
Изначально мы создавали автодром как уникальный кластер для людей, заинтересованных в развитии технических видов спорта. Конечно же, в этом помог главный архитектор комплекса Герман Тильке, который спроектировал колоссальное количество трасс, и не только для "Формулы–1". Первоначально логика этого комплекса была в том, чтобы создать уникальную и качественную площадку для профессионалов и начинающих спортсменов, но и также иметь определённую социальную составляющую.
Как повлиял уход международных соревнований на развитие российского спорта?
— Для спортсменов стало только лучше! У россиян было бы меньше возможности тренироваться на трассе, потому что любое крупное международное соревнование подразумевает достаточно объёмную подготовку всей площадки — а значит, трасса перманентно живёт в режиме подготовки к таким состязаниям и меньше времени остаётся для спортсменов, чтобы они занимались своим любимым делом.
Изменения в лучшую сторону произошли и для самой площадки. Прирост по количеству соревнований от года к году очень существенный. В прошлом году было 84 мероприятия, а это на 40% больше, чем в 2022–м. В этом году мы ожидаем ещё больший прирост. Расширяется и аудитория — в 2023 году мы насчитали больше 100 тыс. посетителей.
Мероприятия, о которых вы сказали, интересны не только спортсменам?
— Безусловно! Уникальность комплекса заключается ещё и в том, что у нас целый ряд площадок могут работать одновременно и совершенно не мешать при этом друг другу. Речь идёт не только об автоспортивных и других технических видах спорта, но и о заездах на велосипедах и роликах. Вдобавок проводится свой чемпионат по лыжному спорту. Есть общественные и культурно–массовые мероприятия. К примеру, "Ленинград Центр" в летний период проводит зрелищные театральные представления. Кроме того, работает музей с абсолютно потрясающими автомобильными экземплярами.
Всё это помогает достучаться до той аудитории, которой, может быть, на первый взгляд автоспорт не очень интересен, однако потихоньку такая атмосфера начинает их затягивать.
С другой стороны, людей из автоспорта редко привлекают иные дисциплины, а тут они невольно смотрят по сторонам и замечают что–то заманчивое для себя на грандиозном ежегодном событии "GARAGE FEST Игора Драйв". В этом году оно пройдёт в последние выходные июля, 27–го и 28–го числа, и будет включать в себя гонку на выносливость, соревнования по дрифту, кольцевые гонки на классических автомобилях, выставку редких автомобилей, интересные лекции и дискуссии об автомобилях, а также соревнования созданных студентами гоночных машин, выставку дрэгстеров и промодов для дрэг–рейсинга, концерты популярных исполнителей, вкусную еду и многочисленные развлечения. Это настоящий праздник под открытым небом для всей семьи, где каждый сможет найти занятие по душе.
Очевидно, что этот фестиваль действительно завоевал популярность аудитории, так как пройдёт уже в третий раз. А как вы сами оцениваете успешность проектов, особенно новых форматов?
— Во время мероприятий мы всегда организовываем разные опросы: для участников соревнований и отдельно для зрителей. Причём каждый опросник индивидуальный и зависит от событий — в каких–то будет всего 20 вопросов, а на какие–то нужно потратить 20 минут. Мы выясняем, что понравилось, а что нет, и просим подробно ответить почему. Как правило, очень большое количество людей крайне отзывчивы к таким опросам. Мы всегда стараемся максимально учитывать их мнение в своих планах на будущие периоды, вносить изменения в инфраструктуру, если это возможно, в операционные процессы.
Ни для кого не секрет, что важная составляющая работы в нашей сфере — это возвращающийся зритель, поэтому, конечно же, нам нужно делать всё необходимое, чтобы не только привлекать новую аудиторию, но и радовать постоянных гостей как высоким уровнем сервиса, так и отзывчивостью, чтобы посетители понимали, что мы заботимся о них и совершенствуемся, исходя из их пожеланий.
Вы уже упомянули, что количество мероприятий увеличилось почти в 2 раза всего за один год и их станет ещё больше. За счёт чего происходит такой рост?
— Конечно, территория автодрома ограничена, но наша задача использовать её максимально эффективно. За счёт многофункциональности есть возможность проводить мероприятия одновременно на разных площадках, таким образом эффективность увеличивается в течение всего года. Некоторые мероприятия мы можем проводить не один раз в году. Например, этапы RDS GP (Российская дрифт–серия. — Ред.) состоятся уже дважды, один летом и ещё один на финише сезона.
А как такие изменения отражаются на вашей команде? Как построена кадровая работа?
— У нас есть команда постоянных сотрудников, которые работают в течение года, — это около 200 человек. И есть, конечно же, целый блок задач для временного персонала, который привлекается на различные проекты. В самый острый летний сезон мы приглашаем до 300 человек. Это необходимо, чтобы сохранять большой объём и высокое качество мероприятий.
И последний вопрос: каким вы видите будущее российского автоспорта?
— Я уверен, что будущее самое счастливое, светлое и перспективное. У нас огромное количество людей, которые искренне любят свой автомобиль. Но пока для них всё же мало возможностей посмотреть на свою "ласточку" не только на пути из пункта А в пункт Б, но и увидеть её в спортивном состязании. Мы активно работаем над тем, чтобы таких возможностей становилось больше. Нам нужно раскрыть двери автоспорта пошире и вовлечь аудиторию, которая им интересуется.