Поехали: власти Петербурга ужесточают контроль над самокатами

Автор фото: "Деловой Петербург"

Власти Петербурга начали строже контролировать самокаты и фиксировать нарушения с помощью камер и инспекторов. Активисты предлагают изгнать арендные средства индивидуальной мобильности (СИМ) с улиц города. "Деловой Петербург" узнал, как кикшеринговые компании борются с нарушителями, и что думают урбанисты об идее тотального запрета.

С 1 мая нарушения ПДД на арендных самокатах начал фиксировать Центр управления парковками. Инспекторы будут контролировать, чтобы петербуржцы не ездили на самокате вдвоём, спускались с него на пешеходных переходах и не бросали СИМ посреди тротуара.
Пока что данные камер и инспекторов передают кикшеринговым компаниям. Те должны применить к пользователям санкции и отчитаться о принятых мерах ЦУП. Позже планируется направлять информацию о нарушениях в МВД. В неположенном месте самокаты уже не оставить.
Автор: соцсети
Начальник регионального ГУ МВД Роман Плугин говорил, что не против совсем запретить езду на СИМ в центре города или хотя бы ограничить скорость самокатчиков. Полиция и СК регулярно сообщают о новых авариях, часто с участием детей. 1 мая врачи помогали девочке, после того как на неё наехал нетрезвый мужчина на электросамокате. Другой мужчина 14 апреля сбил на тротуаре семилетнего мальчика, ребёнка доставили в больницу.
Дети на самокатах попадают под машины, как это произошло во дворе на улице Первого Мая, где 10-летний мальчик ехал на собственном электросамокате и оказался под колёсами авто, поворачивающего во двор. За рулём сидел нетрезвый водитель.
Чтобы сделать улицы безопаснее, власти города не только взяли на себя контроль за шеринговыми СИМ, но и ужесточают ограничения. Активисты идут дальше и предлагают полностью запретить арендные самокаты. Однако эксперты сомневаются в целесообразности жёстких запретов.

Как шеринговые компании следят за безопасностью

Кикшеринговые компании и так сотрудничают с городскими властями, чтобы повысить безопасность поездок. Например, зоны ограничения поездок сразу становятся недоступны для арендных самокатов, поскольку ограничения вносятся на программном уровне. Самокат просто перестаёт ехать.
Представитель Whoosh рассказал "Деловому Петербургу", что при расширении зоны, запретной для электросамокатов, каждая улица изучается отдельно. Ограничения вводятся, если на участке есть инфраструктурные ограничения, высокий пешеходный трафик или поездки на самокатах неуместны по этическим соображениям, но рядом есть альтернативный маршрут, который позволит при желании объехать зону.
Комплексное исследование призвано сохранить комфорт пешеходов и не нарушить удобство пользователей самокатов. Whoosh утверждает, что увеличение числа запретных для езды улиц не слишком отражается на количестве поездок.
Шеринговые сервисы и без участия городских властей работают над безопасностью самокатов. Один из примеров, система Антитандем на самокатах Whoosh. Она умеет определять количество пассажиров и ничего не перепутает, даже если поедут взрослый и лёгкий ребёнок.
"Сейчас система Антитандем работает в режиме самообучения. Она фиксирует нарушения в системе и при наличии фото или видео подтверждения, мы выписываем штрафы и блокируем аккаунты нарушителей. В ближайшее время Антитандем дообучится на улицах Санкт-Петербурга, поймёт специфику каждой улицы и будет самостоятельно замедлять самокаты при нарушениях", — рассказал представитель Whoosh.
Компании аренды самокатов самостоятельно следят за выполнением правил дорожного движения. На шеринговых СИМ за поездку вдвоём, неправильную парковку и неспешивание уже предусмотрены наказания. Компания Urent рассказала "Деловому Петербургу", что перечисленные нарушения — самые частые в сервисе.
За проступки, которые нельзя юридически штрафовать, компания выносит предупреждения: отправляет пользователю СМС о нарушении правил и просьбой не повторять это. Когда такие предупреждения накапливаются, пользователя блокируют. Например, после двух неспешиваний пользователь получит предупреждение, а после третьего раза его аккаунт станет недоступен. С начала сезона МТС Юрент уже заблокировал более 1 тыс. пользователей в Петербурге.
Получается, что обвинения против кикшеринговых компаний, что они не следят за своими пользователями, не всегда соответствуют действительности. На арендном самокате становится сложнее нарушить правила, чем на личном. И ещё немного статистики.
"С начала сезона в Санкт-Петербурге МТС Юрент выявил более 6 тысяч нарушений. Мы постоянно совершенствуем способы выявления нарушений, в том числе взаимодействуем с ГИБДД и городскими властями для выявления нарушителей. При этом количество нарушений на 1000 поездок снизилось на 30% — это происходит и за счёт роста числа поездок (их в Санкт-Петербурге в 2,5 раза больше, чем в прошлом году), так и за счёт того, что пользователи, которые давно ездят на наших самокатах, меньше нарушают", — рассказывают представители Юрент.
Общее число нарушений постепенно снижается, люди привыкают соблюдать правила и больше не пытаются гнать по Невскому вдвоём. Урбанисты тем временем предполагают, что не обязательно изгонять самокатчиков.
"Полным запретом кикшеринга в городах ничего не решить, электросамокатам сразу будет найдена замена: либо это будут другие средства индивидуальной мобильности, либо вернутся к автомобилям, что хуже. Потому что у нас редко в каких регионах создана качественная система общественного транспорта как альтернатива", — говорит директор по развитию компании "STEP. Транспортные решения" Алексей Смирнов.
Его коллега, руководитель проектов компании "STEP. Транспортные решения" Георгий Фролов напоминает, что по официальной статистике с прокатными самокатами связано только около половины ДТП с СИМ. И если "отключить" прокатные самокаты можно почти мгновенно, то проблемы с самокатами в собственности горожан решить так быстро не получится.
Действительно, в обзоре МВД за прошлый год говорится, что в авариях 47,3% СИМ были собственностью самокатчика, а 51,5% принадлежали кикшеринговым компаниям.

Как можно создать инфраструктуру для самокатов

Опрошенные "Деловым Петербургом" специалисты отметили, что сейчас вполне возможно постепенно вводить новые инфраструктурные объекты, которые бы повысили безопасность и удобство города для поклонников современных средств передвижения.
"Самое прекрасное, что есть в инфраструктуре для велосипедов и СИМ, что её можно развивать поэтапно, начиная с совсем дешёвых решений в разметке и пластиковых столбиков, а уже потом дорабатывать её в более капитальном исполнении. И если до недавнего времени обычному горожанину было непонятно, где именно можно такие полосы обустроить, то после проведения переразметки улиц в центре города в рамках введения зоны платной парковки это стало намного очевиднее — приведение ширины полос и парковок к нормативным значениям наглядно показало, что на большом числе улиц в центре Петербурга есть возможность обустроить велополосы, даже не отказываясь ни от парковки, ни от полос движения", — говорит Георгий Фролов.
Эксперт добавил, что временные решения можно и изменить: отказаться от невостребованных коридоров, а на популярных маршрутах, наоборот, преобразовать их в капитальные.
С ним согласен основатель российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александр Стрельников. Он называет варианты быстрых и недорогих решений: обозначение специальных зон для парковки самокатов краской или временными конструкциями, установка знаков, ограничивающих скорость движения самокатов в пешеходных зонах, разметка полос для совместного движения велосипедистов и пользователей самокатов на существующих дорогах. К более капиталоёмким проектам он относит строительство велодорожек, создание мультимодальных транспортных узлов и организацию перехватывающих парковок с возможностью аренды самокатов для "последней мили" пути. Стоимость сложных проектов эксперт оценивает примерно в ту же сумму, что и петербургские власти.
"Стоимость внедрения этих решений будет зависеть от масштаба проекта и выбранных методов. Быстрые решения, такие как разметка и информационные кампании, могут быть реализованы относительно недорого. Для создания полноценной инфраструктуры для самокатов в Петербурге может потребоваться инвестиция в размере 10–50 млн рублей, в зависимости от масштаба и сложности проекта", — говорит Александр Стрельников.
Велосипедисты и самокатчики на тротуарах центра города.
Автор: Тихонов Михаил
Кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории социального моделирования ЦЭМИ РАН Сергей Гатауллин предлагает учитывать возможность передвижения на самокатах на этапе проектирования дорожной сети. К созданию инфраструктуры в уже существующих участках города можно привлекать частное финансирование, "на государственном уровне создавая условия повышения привлекательности долгосрочных инвестиций".
Есть и другое мнение. По словам профессора кафедры государственного и муниципального управления Президентской академии в Петербурге, доктора социологических наук Альбины Бесчасной, комфортное встраивание самокатов в городскую среду потребует переустройства улиц. В том числе разработку проекта по выделению или прокладыванию специальных полос, изменение движения транспортных потоков, создание специальной инфраструктуры. При этом самокаты всё же сезонный транспорт, и полгода все сооружения будут скрываться под снегом и лужами.
"Следовательно, быстро и недорого с обязательным соблюдением требований к безопасности всех участников дорожного и уличного движения справиться с обустройством городских территорий под электросамокаты город в одиночку не сможет. Но в этом вопросе большая часть финансовой нагрузки должна ложиться на плечи заинтересованных лиц — на компании, извлекающие прибыль от сдачи в аренду электросамокатов", — рассуждает эксперт.
Альбина Бесчасная полагает, что такая финансовая нагрузка вызовет рост арендной платы за пользование самокатом. Но в то же время уменьшит число желающих прокатиться на самокате и уменьшит травматизм.

Где запреты СИМ оправданы

В то же время эксперты сходятся во мнении, что в некоторых локациях стоит снизить скорость электросамокатов или вовсе запретить их. Например, в парках, зонах отдыха и городских достопримечательностях высокие скорости и тяжёлые самокаты совершенно неуместны.
"Полагаю необходимым, с точки зрения обеспечения безопасности всех участников дорожного движения, ограничить использование (снизить разрешённую скорость езды, например) или вовсе запретить использование самокатов в качестве средства передвижения в местах большого скопления людей, отдыха и в зонах оказания услуг населению (больницы, школы, музеи и др.). Отдельно необходимо отметить парковые зоны, где, помимо скопления родителей с детьми, объекты архитектуры, садово-паркового и ландшафтного дизайна, что требует особо бережного отношения", — утверждает кандидат юридических наук, заместитель начальника Центра компетенций и профилактики коррупции Московской дирекции транспортного обслуживания Тимур Тухватуллин.
Алексей Смирнов соглашается с целесообразностью запрета на электросамокаты в Петропавловской крепости, тем более, по её территории довольно сложно безопасно проехать из-за грунта, с которым плохо сцепляются колёса самоката.
Электросамокаты в центре Петербурга.
Автор: Ермохин Сергей
"Выборочные ограничения поездок в парках и пешеходных зонах могут быть уместными. Рекреационные поездки на СИМ не требуют их использования на высоких скоростях, а значит, для повышения комфорта и безопасности отдыхающих скорость СИМ может ограничиваться, а если тропиночная сеть исключает комфортное движение, то и вообще СИМ могут быть запрещены. Но это не должно касаться транзитных коридоров", — резюмировал Георгий Фролов.
В качестве примера таких коридоров эксперт приводит ЦПКиО или Приморский парк Победы, через которые пролегают востребованные связи Северо-Запада города с центром. Возможно, его стоит сохранить без ограничений для транзитного движения.
"Полный запрет всего может решить много проблем. Но тотальный запрет никогда не делал жизнь интереснее и радостнее. Качество жизни формируется не запретом, а через принцип предоставления выбора. Поэтому электросамокаты должны быть, но пользоваться ими можно в определённых условиях и при соответствии конкретным требованиям", — подытожила Альбина Бесчасная.