Сами мы местные: как локальные доставки в Петербурге бьются с гигантами рынка

Автор фото: vostock-photo

Локальные доставки пытаются выиграть конкуренцию с гигантами рынка за счёт близости к клиенту. Однако чтобы бизнес развивался, ему рано или поздно придётся думать о расширении.

Далеко не все сервисы доставки готовой еды "покрывают" Петербург целиком. Многие небольшие игроки занимают нишу в одном или нескольких районах города или Ленинградской области. И расширять зону покрытия на весь мегаполис в их планы не входит. "ДП" узнал, можно ли твёрдо укрепить позиции на части регионального рынка и при этом не проиграть большому конкуренту.

Осторожными шагами

Посчитать количество малых игроков, которые возят еду в ограниченное число районов, едва ли возможно. Во всяком случае такой аналитики рынка эксперты не предоставляют. Впрочем, это и неудивительно — число организаций постоянно меняется, в том числе в силу ротации. В ассортименте таких доставок, как правило, простые и популярные блюда: фастфуд, роллы, пицца, вок, иногда встречаются салаты и несколько позиций горячего. Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская полагает, что локальный тип доставки выгоден в районах, куда "стандартные" службы едут дольше (слишком много заказов или неудобное расположение). В этом случае компании вряд ли будут расширяться на весь Петербург, поскольку есть риск потерять конкурентное преимущество.
У многих петербуржцев на слуху имя блогера "Славный Друже Обломов" (Олег Григорьев). За несколько лет он прошёл путь от обзоров служб доставок и публикации рецептов на YouTube до открытия собственных хот–дожных в Петербурге и Москве. А не так давно запустил и самостоятельную доставку. Как отмечает управляющий партнёр 8956 Oblomoff food Владимир Шершнев, у основателей компании за 12 лет работы в фуд–блогинге сложилось чёткое представление о том, какой должна быть доставка. В основу концепции лёг принцип "не жадно, как себе", который некоторым рестораторам не всегда понятен. "У нас благодаря блогерской деятельности есть ресурс выхода на большую аудиторию, а также экономия на рекламе, которая обычно съедает 10–15% всего бюджета предприятия общественного питания", — говорит Шершнев.
Сейчас 8956 Delivery охватывает все районы Петербурга, кроме Московского (выход в который планируется в этом году) и Центрального. Говоря о локальных доставках, Шершнев указывает, что маленькие компании, как правило, или успешно разрастаются, или погибают. Такие предприятия манёвреннее, они могут быстрее вступать в новые тренды, меняться. Зачастую владельцы сами принимают участие в приготовлении или непосредственном контроле отдачи блюд.
Запустить локальную доставку проще, развозить заказы могут сами сотрудники, даже при небольшом штате, на велосипедах или личных авто. Если же предприниматель хочет замахнуться на весь город, автоматически перед ним встают вопросы: как доставить быстро в условиях пробок, как сохранить блюда тёплыми и не испортить их внешний вид. На это, например, обратили внимание создатели компании "Томята", которая имеет 19 филиалов в Петербурге и области, а доставку осуществляет в Колпино, Пушкине, Никольском, Кронштадте, Сертолово, Мурино, Всеволожске, Тихвине. В близкие к пригородным районы, например Московский, сеть выходить не намерена, поскольку из–за загруженных в часы пик дорог скорость развозки упадёт.
"Мы всё делаем без инвесторов, на средства свои и партнёров. Когда–нибудь думаем прийти и в Петербург более основательно (сейчас открыт филиал на Бухарестской ул.). Экономическая ситуация заставляет подходить аккуратнее к открытию новых точек", — подчеркнул в беседе с корреспондентом "ДП" управляющий партнёр доставки "Томята" Анар Марданов.
В небольшой локации узнаваемость лучше, поделился Анар Марданов, местечковые рекламные каналы вскоре после публикации контента начинают играть в пользу бизнеса. Да и публика обычно менее избалована, чем в центре Петербурга.

Знать своего покупателя

Доставка "Шеф пицца" работает в основном на пригородные локации (Мурино, Бугры, Новое Девяткино). Частично зоны доставки также покрывают Выборгский, Калининский и Красногвардейский районы. В ближайших планах — выйти как раз в Московский район, откуда периодически поступают звонки клиентов, желающих сделать заказ. "Если охват доставки небольшой, в радиусе 7–12 км, это, как правило, позволяет привезти заказ быстро и горячим. При больших территориях сделать это сложнее", — признают в компании.
В сети "Сушишоп" отмечают, что работают на центральные, жилые и деловые районы города, а также пригороды (Пушкин, Гатчину и Колпино). Доставка осуществляется по районам, где открыты магазины сети. "Преимущество такого формата доставки — в отсутствии издержек и работе с постоянными покупателями. Мы знаем наших гостей, а они знают нас, поэтому можем позволить себе более персонализированный подход к заказам", — считают там.
В целом эксперты полагают, что небольшой игрок вполне может выиграть конкуренцию с крупными компаниями, если будет чётко знать свои преимущества. По мнению управляющего партнёра коммуникационного агентства B&C Agency Ивана Самойленко, это может быть работа на определённую аудиторию (более состоятельную, для которой важны время и возможность получить товар в конкретном месте); эксклюзивный ассортимент или дополнительные услуги, которые предлагает компания.

Следуя за лидером

Некоторые рестораны тоже придерживаются модели доставки из своих заведений только в близлежащие районы. Основатель и генеральный директор all–in–one платформы для автоматизации ресторанов Restik Олег Сужаев привёл в пример одного игрока с Петроградской стороны, у которого работа изначально была заточена преимущественно на зал. Со временем сформировался пул гостей, которые живут рядом, но не всегда хотят идти в ресторан и не отказались бы ту же самую еду есть дома. "Чтобы удерживать таких клиентов, заведение запускает локальную доставку — например, только на Петроградской или в рамках конкретного ЖК. Таким образом удаётся не только сохранить, но и расширить аудиторию, укрепить лояльность", — отмечает Сужаев.
По его мнению, для небольших компаний общепита локальная работа будет иметь эффект, если это дополнительное направление в бизнесе. Местные службы доставки могут выигрывать у крупных игроков за счёт того, что, находясь ближе к своим клиентам, обеспечивают высокую скорость и аккуратность развозки заказов.
Нередко небольшие предприятия наблюдают за развитием конкурентов и даже следуют их примеру. Так, до известных событий все ориентировались на McDonald’s — если ресторан шёл в регион, значит, можно быть уверенным: там есть перспективы. Сейчас отдельные игроки смотрят на действия руководства франчайзинговой сети "Додо Пицца".
Тем не менее эксперты в области e–commerce считают работу доставки внутри одного небольшого района мегаполиса необычной концепцией. Ведь обычно продавцам (интернет–магазинам, сетям магазинов и ресторанам) нужна доставка по всему городу, чтобы передавать большинство своих заказов в режиме "одного окна". Старший аналитик направления "Логистика" Data Insight Сергей Семко считает главным недостатком такого формата ограничение пула потенциальных покупателей.