Фото: Коллаж: Алена Марченко, фото: Vostock-photo
Фото: Коллаж: Алена Марченко, фото: Vostock-photo

Все на войну: маски вместо iPhone, антисептики вместо Dior

11497
Татьяна Евграфова
9 апреля 2020, 13:01

Apple шьёт медицинские маски, а Tesla выпускает аппараты ИВЛ. Что это, как не война и перевод гражданской промышленности на военные рельсы? Как из любой войны, выйти из этой без потерь не получится. Но можно минимизировать последствия. Сегодня у бизнеса как минимум два пути.

Крупнейшие корпорации уже включились в борьбу с вирусом. Основатель SpaceX и гендиректор TeslaИлон Маск на своей странице в Twitter обновил информацию о том, что компания готовит к выпуску аппарат ИВЛ (искусственной вентиляции лёгких). При тяжёлой форме заболевания COVID-19 без него просто не обойтись. На том же ресурсе генеральный директор компании Apple Тим Кук сделал ещё более неожиданное заявление. Компания в ближайшее время сосредоточится на производстве защитных масок для медработников. В планах — выпускать до 1 млн штук масок в неделю и распространять их при помощи властных структур. Российская модная индустрия также приняла вызов. Медицинские маски начала шить на своей мануфактуре в Калуге компания Bosco di Ciliegi, о чём говорится в видеоролике, размещённом в Instagram компании.

Ещё одна сфера, которая быстро сориентировалась в современных реалиях, — косметическая. Среди пионеров — французская корпорация LVMH, которая производит и продаёт косметику таких марок, как Dior, Guerlain и Givenchy. LVMH мобилизовала свои технические мощности с целью поставки государственным структурам крупных объёмов гидроалкогольного геля для антисептических нужд. Примеру корпорации незамедлительно последовали и в России. Так, "ДП" стало известно, что компания Mixit из-за ситуации с коронавирусом переориентировала производство под выпуск антисептических средств, а все свои интернет-ресурсы — в торговые площадки, где потребитель может приобрести не только декоративную косметику и средства по уходу, но и дефицитные на сегодня медицинские маски и гели для рук. Подобным образом поступили компании Faberlic и Procter&Gamble.

Ретейл с большим товарооборотом под натиском пандемии спешит заключить договоры сбыта с такими маркетплейсами, как Ozon и "Беру", а те, кто поскромнее, ограничиваются сотрудничеством с пунктами выдачи и сетями постамтов, таких как PickPoint. С сервисами доставки как никогда активно взаимодействуют и заведения общепита.

"Впервые мы увидели нетипичный рост спроса на доставку продуктов в выходные 14–15 марта (+20% к предыдущим выходным). По итогам недели 16–22 марта рост ускорился (+32% к неделе 9–15 марта), по итогам недели 23–29 марта ускорение продолжилось (+45% к неделе 16–22 марта). По итогам понедельника — среды прошлой недели мы увидели похожее изменение на рынке доставки готовых блюд: количество заказов на 20% выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлой недели", — сообщили в пресс-службе Delivery Club. Значительное увеличение спроса на доставку готовых блюд фиксируют и в "Яндекс.Еде" и "Лавке".

Опыт Италии, Испании, США, Китая и других стран показывает, что работа на доставку помогает ресторанам сохранить не только персонал кухонь, но и официантов, которые во время кризиса могут доставлять заказы из своего ресторана в роли курьеров. По словам Бер Анри, сооснователя сервиса для работы с обратной связью в ресторанной сфере GastroReview, грузинского бистро Georgiani, рынок доставки уже перенасыщен, а вот потребность в организации досуга, возникшая в период самоизоляции, останется и после кризиса. "Поэтому, — говорит эксперт, — я за оригинальные подходы. Например, ресторан Kuznya запустил онлайн-вечеринки, а также доставляет набор продуктов для самостоятельного приготовления с рецептом шефа Руслана Закирова. В связи с запретом на работу ресторанов и кафе полностью изменилась концепция Commons: авторское заведение трансформировалось в стритфуд с меню из фермерских продуктов, чем они очень поддержали местного производителя. Dreamteam пошли ещё дальше — открыли онлайн-ресторан с доставкой, личным консьержем и ежедневными выходами в прямой эфир".

"Примеры перепрофилирования бизнеса есть и в Петербурге, — прокомментировала ситуацию генеральный директор "КЕЛЕАНЗ Медикал" Елена Кириленко. — Я знаю одну компанию, которая занималась производством и продажей шуб, а теперь они отшивают медицинские многоразовые маски. Также очень важно, что многие с пониманием относятся к сложившейся экономически сложной ситуации. Производители медицинского оборудования идут нам навстречу, предоставляя более гибкие условия оплаты. Так, наш немецкий партнёр недавно предоставил под гарантийное письмо оборудование для реанимации".

Однако ситуация в медицинской отрасли сейчас неоднозначная: перегруз и нехватка рук в приёмных отделениях и инфекционных больницах, с одной стороны, и вынужденные каникулы профильных специалистов — с другой. Это особенно ощутили на себе коммерческие клиники.

"В условиях нынешней пандемии частные медицинские центры, как и другие лечебные учреждения, перестраиваются на работу с пациентами с признаками ОРВИ и лихорадками, — рассказала заместитель руководителя медицинского департамента "СМ-Клиника" Сусанна Чуприна. — Нам важно выстроить безопасную с точки зрения эпидемиологии логистику пациентов, предоставлять комплекс услуг, учитывая все постановления главного государственного санитарного врача. Сейчас резко возрос спрос на медицинскую помощь, оказываемую на дому. Также есть рост запросов на диагностические методики в клиниках".

Спасают ситуацию и такие направления, как телемедицина и оказание услуг на дому. "На этой неделе мы запустили новый сервис и предлагаем его со скидкой 25–30%. Наши специалисты выезжают на дом, проводят осмотры, составляют планы лечения, проводят необходимую диагностику — УЗИ, ЭКГ, а также берут лабораторные анализы. Можно вызвать врача любой специализации как для взрослого пациента, так и для ребёнка. Несмотря на то что мы только начали работать в этом направлении, обращения уже есть", — поделился генеральный директор Американской Медицинской КлиникиАнтон Глобин.