Модель эффективного бизнеса: суперстратегию не реализовать без команды

Автор фото: Сергей Ермохин

Рынок инжиниринговых услуг начал формироваться в стране в начале 1990-х, по сути, интуитивно. Был пример иностранных компаний, но многое пришло "из потребностей" заказчика. И серьёзным конкурентом в этом сегменте всегда были известные западные бренды — в 2022 году многие из них ушли с российского рынка, но и он уже кардинально изменился.

Сегодня есть отечественные предприятия "с именем", к услугам которых обращаются заказчики из России и других стран мира. К таковым относится инжиниринговая корпорация "ИРБИС", которая в июне 2023-го отмечает своё 30-летие. "ДП" пообщался с президентом группы компаний Геннадием Киркиным — и узнал об основных принципах работы современной инжиниринговой корпорации и главных точках развития для бизнеса в этой сфере. С них и начнём.

Расширение границ

Головной офис компании "ИРБИС" находится в Петербурге, однако она осуществляет деятельность практически во всех регионах страны, кроме того, имеет опыт работы за рубежом.
В корпорации у каждого из предприятий своя бизнес- и проектная роль — они могут осуществлять отдельную функцию и работать на рынке самостоятельно, а также объединяться для реализации крупных проектов. Компания использует собственную систему управления проектами, которая представляет комплект фирменных стандартов. И это позволило реализовать идею географического масштабирования бизнеса.
Чтобы повысить количество контрактов, была разработана концессионная модель — созданное предприятие "Ирбис-Урал" уже выполняет услуги технического заказчика и работает на рынке Екатеринбурга как самостоятельная коммерческая организация. Следующая территория, которую планируется охватить в рамках концессии, — Сибирь.

Компания на всю жизнь

В начале пути на предприятии трудились всего три человека. Сегодня в штате более 150 специалистов. И, как говорит Геннадий Киркин, одной из своих задач он всегда видел создание таких условий для людей, которые бы позволили им быть профессионально счастливыми в рамках одной компании. Соответственно, система мотивации разрабатывалась так, чтобы сотрудники оставались на предприятии на максимально долгий срок. Поэтому она основана на принципе многофакторности с учётом потребностей разных категорий специалистов.
Для того чтобы добиться этой цели, нужно, чтобы четыре фактора профессионального счастья человека не диссонировали с личным. Базово они звучат так: профессиональная адекватность (умения, навыки и любовь к делу), комфортная рабочая среда, ценности бренда и корпоративная культура, адекватное вознаграждение. И по каждому из этих направлений ведётся многоаспектная работа. Так, например, в корпорации существует программа, согласно которой уходящий в другую компанию молодой специалист может в течение 2 лет считаться "стажирующимся" — и если в течение этого периода он решает вернуться, то рабочее место ему будет обеспечено. Что касается программ для сотрудников, которым предстоит скорый выход на пенсию, система мотивации позволяет "плавно" обновлять команду, без резких перемен и разрывов в процессах. А в целом весь спектр созданных предложений для специалиста даёт построить карьеру в рамках одной компании — от ассистента до топ-менеджера.

Развитие всей отрасли

Специалистов для работы в службе технического заказчика целевым образом сегодня вузы и ссузы не готовят — этим занимаются сами игроки рынка. В рамках корпорации создана Академия "ИРБИС", которая имеет важное значение для компании: помогает "доучивать" и повышать квалификацию специалистов компании, а кроме того, предлагает передовой практический опыт всем желающим получить соответствующие знания.
Следующий этап — работа с компаниями ближайшего зарубежья, которые планируют выйти на российский рынок и получить знания практического плана. Для этих целей совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого создана совместная сетевая программа обучения.

Как взрослеет рынок

Геннадий Киркин рассказывает, что за 30 лет отрасль изменилась кардинально: от состояния "российского рынка инжиниринговых услуг не существует" он пришёл к цивилизованности и оформился нормативно. И хотя это означает высокую конкуренцию, "ИРБИС" удаётся удерживать свою позицию в топ-10 профильных корпораций на протяжении многих лет. В беседе с президентом компании "ДП" решил узнать, что, по мнению одного из ведущих игроков, с отраслью будет дальше.
Геннадий Киркин, Президент группы компаний "ИРБИС"
Каковы основные факторы, определяющие развитие рынка инжиниринговых услуг?
— Экономика не может развиваться без строительства, потому что всё производство требует создания новых мощностей. Соответственно, во времена такого подъёма есть спрос на инжиниринговые услуги, потому что наши клиенты — это как раз компании, чей бизнес преимущественно не является строительством, но которые не могут развивать себя, не строя.
Когда у них возникает идея создать какой-то новый продукт: завод, предприятие, объект, они — и это правильно — должны обращаться к профессионалам, которые могут эту идею воплотить, начиная от разработки технико-экономического обоснования, некой модели, поиска и подбора соответствующего необходимого земельного участка и с последующими всеми этапами проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию, выхода на производственные мощности.
Поэтому, безусловно, все циклы, которые приводят к росту экономики, всегда благоприятны и к инжиниринговым компаниям.
Уход зарубежных консалтинговых компаний в области строительного инжиниринга открывает новые возможности для отечественных игроков?
— С одной стороны, открывает, с другой — закрывает, потому что в последние годы, когда рынок b2b был открыт и присутствовали брендовые европейские инжиниринговые компании, мы с ними, безусловно, конкурировали, но часто проигрывали именно с точки зрения известности бренда для западного инвестора или для западного промышленника. Сегодня эти компании ушли, стало меньше серьёзных квалифицированных конкурентов, но и заказчиков стало меньше, потому что ушли не только сервисные компании, инжиниринговые, но и производственные.
При этом предприятия ушли, а их сотрудники остались — и продолжают предлагать услуги. Другой вопрос, что им придётся зарабатывать реноме уже как вновь образованная российская компания. Здесь мы можем конкурировать достаточно легко, потому что у нас большая история, практика и портфолио, уже известный бренд.
Цифровые технологии дали мощный импульс развитию отрасли?
— Да, с учётом того, что вся экономика переживает бурный переход к четвёртому технологическому укладу, и строительство не исключение. Для цифровизации отрасли создаются условия и определённые требования. Мы меняем инструментарий — он помогает нам лучше и качественнее выполнять свою работу. У нас появились новые должности — BIM-инженер, BIM-менеджер, которых раньше не было. Присматриваемся к программам дополненной реальности на отдельных объектах. Поэтому, естественно, мы в этой среде, мы погружены и будем развивать это направление.
Что означает для инжиниринговой компании быть современной сегодня?
— Я думаю, что любая компания — это прежде всего коллектив. Важно иметь заинтересованных, образованных, профессионально адекватных людей, любящих своё дело, которые хотели бы развиваться вместе с компанией.
Сегодня опять же в силу развития технологий основной капитал — это человек и его внутренний багаж. Стратегия вторична, первичны именно люди. Поэтому современная компания — та, которая может привлечь лучший профессиональный ресурс, удержать его, мотивировать и использовать в своей деятельности. Суперстратегию невозможно реализовать, если у тебя нет суперкоманды.
Каковы ваши планы на ближайшее будущее?
— Развивать партнёрство в рамках своего инструмента коммерческих концессий по созданию с партнёрами за пределами Уральского Хребта и далее. Мы хотим достроить в этом году генподрядную структуру в группе компаний "ИРБИС". Это планы на этот год. И продолжать совершенствоваться — процесс улучшения непрерывен.