Фермеры задумались об отправке поголовья на мясо из-за падения цен на молоко

Автор фото: ТАСС

Падение цен на молоко вынуждает производителей задуматься о перспективе отправки поголовья на мясо. Восстановить производство в таком случае будет проблематично.

Эксперты фиксируют падение цен на сырое и сухое обезжиренное молоко (СОМ). Такая ситуация происходит на рынке каждые 2,5–3 года как в России, так и в мире и, как правило, связана с различными экономическими факторами. По данным Национального союза производителей молока ("Союзмолоко"), потребление молочной продукции в России в 2022 году снизилось на 1% — до 29,5 млн тонн против 29,7 млн тонн в 2021–м. Повлиял отток потребителей.

Не угадали с запасами

Рынок молочной продукции России в целом по ключевым категориям демонстрирует стагнацию. По данным аналитиков компании Viola, объём продаж ультрапастеризованного молока на рынке Петербурга в целом за первые 3 месяца 2023 года оказался на 17,5% ниже, чем за аналогичный период в 2021 году.
Руководитель отдела аналитики NTech Леонид Ардалионов отмечает, что категория молочной продукции невероятно чувствительна к ценам: рост или снижение эффективных цен (установленных с учётом акционных скидок производителей) всего лишь на 5 п. п. приводит к резким скачкам потребления, влияние которых ощущается на протяжении 2–3 месяцев. "Этот эффект явно проявляется в торговле молоком и сырами и в меньшей степени заметен на твороге и кефире", — говорит эксперт. По данным участников рынка, в 2022 году продажи творожных десертов упали на 18,6%, йогуртов — более чем на 15%, также снизились продажи сметаны, творога и кефира.
Молочные предприятия, по словам экспертов, не успели вовремя адаптироваться к ситуации и накопили запасы, реализовать которые стало проблематично. Снижение спроса на молоко началось раньше, чем производители начали сокращать предложение.
В связи с этим закупочные цены пошли вниз. По данным Росстата и Petrova 5 Consulting, в декабре 2022 года килограмм (литр) молока стоил 34,6 рубля, а в марте 2023–го — 27–28 рублей и 32–34 рубля в премиум–сегменте. Производители привыкли, что начиная с 2020 года цены росли: так, по итогам 2022–го рост составил 17% год к году. Сейчас же цены фактически откатились на уровень 2 годами ранее.
Как писал "ДП", если пару лет назад некоторые фермеры Ленобласти продавали молоко по 38–39 рублей за литр и даже закупали определённые объёмы у более мелких соседей–фермеров, то теперь молокозаводы дают за литр максимум 25 рублей. Включился сезонный прирост объёмов молока, дополнительно влияющий на ценообразование.
Помимо снижения потребления есть и другие негативно влияющие на рынок факторы. По данным ФГБУ "Агроэкспорт", в 2022 году экспорт молочной продукции в России уменьшился на 1,9%.

Попали в ножницы

Проблему ощутили на себе все производители. В пресс–службе ООО "Виола" указывают на значительное снижение цен на СОМ — до 50% год к году.
"По сырому молоку также отмечается падение, но не такое существенное, особенно в части молока сорта Viola Elite, отличающегося особенно строгими стандартами в отношении чистоты и качества, опережающими требования к высшему сорту", — поделились там.
В компании рассказали, что в связи с ситуацией на рынке всё большее количество товарного молока перерабатывается в ингредиенты, позволяющие сохранить невостребованные объёмы сырья. "В частности, растут запасы сухого молока, сыров. Рост запасов оказывает давление на рынок. В долгосрочной перспективе ситуация выглядит тревожной с точки зрения дисбаланса отпускных цен на сырьё и его себестоимости, которая продолжает оставаться достаточно высокой, а также вытекающих отсюда рисков для фермерских хозяйств", — добавили в "Виоле".
Как отмечает Марина Петрова, заместитель председателя комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и генеральный директор Petrova 5 Consulting, затраты молочников между тем значительно выросли. Сказалось подорожание кормов, премиксов и ветеринарных препаратов для скота, санкционные ограничения на доильное оборудование, сельхозтехнику и запчасти. Фактически предприниматели попали "в ножницы": с одной стороны на них давит рост себестоимости, с другой — снижение отпускных цен.
"Небольшие хозяйства могут принять решение резать поголовье. У них и так были накопленные проблемы, в том числе финансовые, банки не всегда соглашаются кредитовать их. Предпринимателям приходится экономить на оборудовании, но это приводит не к росту выручки, а напротив — к её сокращению. Варианта два: или ситуацию отрегулирует рынок, или государство. В первом случае сократится поголовье и цена пойдёт вверх", — говорит Марина Петрова.
Однако, если хозяйства выберут такой путь, в перспективе возникнут проблемы с возобновлением производства: 20% от закупаемого скота поставлялось из Германии. Сейчас этот экспортёр не продаёт коров в Россию.
В "Союзмолоке" смотрят на ситуацию более оптимистично. Там указывают, что отрасль находится в поиске нового ценового баланса. "Дно этого кризисного периода уже достигнуто, и мы рассчитываем, что далее ситуация будет улучшаться. Однако в ближайшие месяцы серьёзное влияние будут оказывать неблагоприятные погодные условия и трудности с заготовкой кормов в некоторых регионах. Сегодня непростая ситуация сложилась в Сибири, Поволжье, на северо–западе страны", — сообщили в пресс–службе союза.
Эксперты ожидают сохранения динамики производства молока на уровне средних многолетних значений по итогам года. "Стратегически нужно понимать, что молочная отрасль в данный момент находится в переломной точке, когда мы переходим от модели импортозамещения к экспортно ориентированной модели. Корректировка цен на сырое молоко спровоцировала корректировку по цепочке — в переработке и на полке. Это уже привело к плавному оживлению спроса. Предприятия сигнализируют нам, что потребление постепенно начало восстанавливаться, хотя пока и небыстрыми темпами", — добавляют в "Союзмолоке".

Без помощи никуда

Эксперты считают, что в налаживании ситуации высока роль государства. Марина Петрова обращает внимание, что в зарубежных странах встречаются эффективные кейсы по стимулированию отрасли. Например, совершаются интервенционные закупки сухого молока, которое после стабилизации ситуации поступает на рынок. В России этот механизм пока не отработан. Другой возможный вариант — субсидии. Поднять спрос среди покупателей можно путём выдачи нуждающимся продовольственных карточек, в которых будет указано молоко как самый доступный источник кальция и белка. Кроме того, в России локально запускалась государственная программа "Школьное молоко", согласно которой предполагается ежедневно поить учащихся молоком, чтобы повысить уровень потребления продукта детьми. Однако большого развития проект не получил. В США же такая программа запущена с 1940 года. Также с 2000 года подобная инициатива действует в Китае.
В "Виоле" считают, что в долгосрочной перспективе критически важно работать над имиджем молока и стимулировать потребление молочных продуктов в целом. "Эксперты убеждены, что снижение интереса к молочной продукции является следствием не только роста полочных цен, но и других факторов, среди которых — демонизация категории и часто ложные данные о влиянии потребления молочной продукции на организм, широко тиражируемые через различные каналы", — отмечают в компании.
В краткосрочной перспективе, вероятно, потребуются меры господдержки самим производителям. В сложившихся обстоятельствах необходимо работать над расширением рынков сбыта, в частности в направлении экспорта.