На рынке такси Петербурга резко выросло число лицензий и китайских авто

Автор фото: Сергей Ермохин

В преддверии реформы рынка такси растёт число выдаваемых лицензий на перевозку. Всё больше авто в парках — китайские.

Количество действующих разрешений на перевозку пассажиров легковым такси в Петербурге превысило 31,7 тыс. штук, следует из оперативных данных петербургского комитета по транспорту, опубликованных в городской системе классификаторов. С января их количество выросло на 28,6%. Для сравнения: на 11 августа 2022 года у городских перевозчиков было 22,8 тыс. активных лицензий, а на 13 августа 2021–го — 25,4 тыс. Реестр содержит только информацию о действующих разрешениях — записи о прекращённых удаляются.
С 1 сентября в стране начнётся реформа рынка такси, в том числе ужесточатся требования к получателям лицензий и задействованным в работе автомобилям. Для получения разрешения придётся предоставлять расширенный пакет документов, в том числе специальное ОСАГО для такси, а машина для включения в отдельно создаваемый реестр транспортных средств будет обязана соответствовать единому городскому стилю.
При этом уже выданные лицензии не аннулируют, поэтому закономерно, что перевозчики запасаются ими впрок. Сейчас в списке содержатся сведения об 11,5 тыс. лицензий, полученных с начала 2023 года. За аналогичный же период 2022–го это значение было в 2,3 раза ниже — чуть менее 5 тыс. штук.
За минувший июль Комтранс выдал порядка 2,3 тыс. разрешений на перевозку, а ещё чуть более 2 тыс. лицензий получено только за первые 10 дней августа. Более 81% документов оформили юридические лица. Оставшиеся 2,1 тыс. выписаны индивидуальным предпринимателям, 774 из них имеют разрешение на одно авто.
Около 29,6% всех лицензий обладают пять компаний–посредников, которые дают возможность работать в такси ИП, не желающим самостоятельно получать бумагу, или самозанятым. Последним её сейчас получить нельзя в принципе, но у них появится такое право после 1 сентября.
Лидер по числу разрешений — ООО "Грин Лайт Моментум", зарегистрированное в 2018 году. Глядя на финансовые показатели компании, можно сразу и не понять, что это формально главный игрок рынка в Петербурге. Совокупная выручка компании за 2018–2021 годы, по данным Rusprofile, составляет 3 млн рублей, чистая прибыль — 1,17 млн. Более свежей отчётности нет.
Непрозрачна бухгалтерия и у других фирм. ООО "Таксопарк 6", имеющее 2,4 тыс. лицензий, и ООО "ТТТ", получившее 1,8 тыс. разрешений, вообще ни разу не публиковали финансовые документы.
Интересно, что гаражи перевозчиков продолжают пополняться авто из недружественных стран. Среди действующих разрешений, полученных в текущем году, почти 23% выданы на авто Hyundai, ещё 19,8% — на KIA, 11,2% — на Volkswagen. Эти же бренды были основой парков и в прошлом году.
Но в то же время начинает заметно расти количество "китайцев" на дорогах. Почти 1,2 тыс. разрешений с начала года (10,23% от общего числа) выданы на авто марки Chery, тогда как в прошлом году их было буквально несколько штук. Ещё 911 разрешений получили Geely, 392 документа — JAC, 256 лицензий — Exeed.
В перспективе нескольких лет машины брендов из КНР, скорее всего, станут основой таксопарков, полагает вице–президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его словам, транспорт в такси вырабатывает свой ресурс примерно в течение 3–4 лет. А ввозить новые европейские машины сегодня малорентабельно из–за выросшего утилизационного сбора — эти авто в итоге становятся неокупаемы. К тому же обслуживать европейские машины долго и дорого из–за сложностей с поставками запчастей, а продукция отечественного автопрома пока плохо подходит для комфортных и безопасных перевозок. Поэтому "китайцы", по сути, пока остаются безальтернативными.