Эмитенты стали доминировать на сжавшемся рынке депозитарных расписок

Автор фото: Trend/Андрей Федоров

Внебиржевой рынок депозитарных расписок из "рынка покупателя" превратился в "рынок продавца". Владельцы бумаг стали придерживать расписки или повышать цены.

К изменению поведения потенциальных продавцов расписок подталкивает начавшаяся волна редомициляций. Редомициляция — это смена юрисдикции, в которой зарегистрирована компания, с сохранением организационной структуры, менеджмента, активов и обязательств. Как правило, речь идёт о "переезде" из недружественной иностранной юрисдикции в российскую. Это позволяет эмитенту вернуться к обычным корпоративным отношениям, затруднённым сейчас наличием недружественных собственников. В частности — к выплате дивидендов.

Смена пароля

Внебиржевой рынок депозитарных расписок (ДР) растерял существенную часть доходности и переживает очередную трансформацию. Речь идёт о расписках российских и квазироссийских компаний, находящихся в портфелях иностранных инвесторов и продаваемых российским покупателям.
До февраля 2022 года многие де–факто отечественные компании регистрировали эмитентов за границей ("Яндекс", Evraz, Polymetal и др.) или иностранные компании вели в РФ существенную часть бизнеса — головная компания Тинькофф банк TCS Group, Fix Price, ЦИАН… Кроме того, с 2010 года многие крупные российские компании реализовывали депозитарные программы на иностранных фондовых биржах (Сбербанк, "Газпром", НЛМК). Самыми популярными биржами для размещения депозитарных расписок российских компаний стали западноевропейские площадки (LSE, FSE) и американские (NYSE, NASDAQ). Но также расписки эмитентов из РФ торгуются на биржах Сингапура и Гонконга.
Но потом в одночасье всё рухнуло. Точнее, расписки многих компаний в моменте потеряли более 90% стоимости, а биржи приостановили торги по ним. Затем, 16 апреля 2022 года, президент России Владимир Путин подписал закон 114–ФЗ, который запретил обращение и размещение на иностранных биржах депозитарных расписок российских компаний. Квазироссийских эмитентов это не коснулось.
Но бумаги в портфелях инвесторов остались, и остался внебиржевой рынок. "Летом и осенью 2022 года, когда уже прошли первые замещающие облигации (долговые бумаги, выпускаемые российскими эмитентами для обмена на заблокированные за рубежом еврооблигации. — Ред.), появились первые оффера по депозитарным распискам, — рассказывает эксперт компании “Финансовый брокер” Сергей Кирюшатов. — Никто не понимал перспективы продукта, все боялись. Рынок представлял собой множество продавцов и ни одного покупателя. Дисконты на внебиржевом рынке составляли 70–80% от цен на Московской бирже".
Прошедшей зимой ситуация изменилась. Не без подсказок крупных брокеров российские инвесторы обратили внимание на депозитарные расписки Yandex, HeadHunter, TCS Group, Fix Price и других компаний с российскими активами.
Толчком послужила правительственная и корпоративная риторика о редомициляции названных компаний в российскую юрисдикцию с перспективой приличных дивидендных выплат.
Для справки: депозитарная расписка является документом, удостоверяющим право собственности на энное количество акций, обращающихся на иностранной бирже. Расписки выпускаются крупнейшими инвестиционными банками: определённое число акций депонируется в банке и на это количество выпускаются депозитарные расписки. Они позволяют гражданам той или иной страны инвестировать на своей бирже в бумаги, торгуемые на биржах других стран. При этом около 20 российских компаний, имеющих зарубежную регистрацию, были представлены не только на зарубежных биржах, но и — через расписки — на Московской бирже.

Рынок не резиновый

"На Московской бирже торгуются “замороженные” расписки. Ни добавить к ним, ни убавить новые бумаги пока невозможно, — поясняет исполнительный директор Ассоциации розничных инвесторов (АРИ) Илья Херсонцев. — Торговая идея заключается в том, что расписки за рубежом торгуются экстремально дёшево по сравнению с Московской биржей и дёшево по историческим меркам. Ставка делается как на сужение спреда между ценами, так и на общий рост цены. Рост цены происходит в том числе на ожиданиях редомициляции".
К сегодняшнему дню выгодность спекуляций ДР распробовало большинство профессиональных участников рынка ценных бумаг. "Дошло до того, что уже покупатель не выбирает, что купить, а ищет “с факелом” хоть что–то, что мало–мальски владельцы готовы продать. Причём продажи идут по довольно высоким ценам, даже если сравнивать с ценой на Московской бирже. То есть, условно говоря, инвестиционная привлекательность стала снижаться просто за счёт растущего в геометрической прогрессии спроса", — поясняет Сергей Кирюшатов.
Плюс на это, конечно же, наложились неприятности с подпрыгнувшим курсом доллара. "Потому что, когда покупаешь, пересчитываешь в рублях, — рассуждает эксперт “Финансового брокера”. — И понимаешь, что цена уже не такая интересная. И это тебя, естественно, зачастую останавливает".
"Доллар укрепился против рубля, что крепко затормозило сделки, — соглашается аналитик ГК ZERICH Александр Тимофеев. — Потому что конечный покупатель всех депозитарных расписок — это клиент, пребывающий на территории России. Соответственно, все ведущие брокеры типа “БКС–Инвестиции” или “Атона” продают ему ДР за рубли. И рост “недружелюбного” курса на 10–15% приводит к тому, что у оптовиков начинает ломаться экономика, приходится пересматривать предложение".
Крупные брокеры не понимают: текущий курс пришёл надолго и следует пересматривать все ключевые предложения в сторону увеличения цен или курс откатится и ситуация выровняется? "Пока же себестоимость (стоимость покупки из иностранного портфеля) оторвалась от 50% и стала приближается к 60–70%", — делится эксперт.
Впрочем, надежды на откат курсов валют вниз становятся всё призрачней.

Модный термин

При покупке ДР у нерезидента или другого резидента технически бумага остаётся в пресловутых депозитариях Euroclear и Clearstream. О доходе сразу после сделки речь не идёт, таковой ожидается после редомициляции эмитента или запуска программы выкупа бумаг.
"После переезда акционеры смогут полноценно осуществлять права по ценным бумагам, в том числе получать дивиденды. Пока бумаги заблокированы — такая возможность ограничена", — поясняет аналитик "Цифра брокер" Даниил Болотских.
"После редомициляции компания переезжает в российскую юрисдикцию с мажоритарными акционерами, которые заинтересованы в получении дивидендов. Соответственно, у инвесторов появляется возможность рассчитывать, что накопленные на балансе компаний денежные средства станут источниками хороших дивидендов в ближайшем будущем", — уточняет ведущий аналитик "КИТ Финанс Брокер" Дмитрий Баженов. В общем, российские покупатели расписок потирают руки в ожидании череды редомициляций.
При этом большинство зарегистрированных за рубежом российских компаний готовятся к возвращению. Как отмечают в "КИТ Финанс Брокер", главный позитивный фактор для компании от такого шага — нивелирование инфраструктурных рисков. Правда, есть и минусы — переезд из офшора может привести к росту налоговой нагрузки.
Соответственно, в России было организовано два собственных офшора — специальных административных района с льготами в налогообложении и административными бонусами. Это остров Русский в Приморском крае и остров Октябрьский в Калининградской области. В 2021 году на острова редомицилировались 27 компаний, в 2022–м — 68.
Так, на днях на Русский переселилась ТМК, и на этой новости её акции за день прибавили 5,5%.
"На фоне активной переориентации российского нефтегазового сектора на Восток компания неплохо защищена от санкционного давления и точно будет обеспечена работой на долгие годы вперёд, — отмечает в своем блоге частный инвестор Юрий Козлов. — Плюс ко всему факт состоявшейся редомициляции ТМК — это уже сам по себе хороший знак. Причём как для компании, так и для других российских эмитентов, прописанных не в нашей стране".
В целом процесс переезда занимает от полугода до полутора лет. Так, "Русал" переезжал с острова Джерси на Октябрьский с ноября 2018 года по сентябрь 2020 года.
Но 20 июля 2023 года Госдума РФ во втором и третьем чтениях приняла закон, позволяющий российским бенефициарам экономически значимых отечественных организаций получать напрямую дивиденды от них через суд в обход иностранных структур из недружественных юрисдикций с долей владения не менее 50%. Кроме прочего этот закон упрощает часть сопряжённых с переездом процедур, впредь возвращение блудных компаний в Россию ускорится.
"В последние пару недель на российском рынке прошёл импульс переоценки многих акций: X5 Group, “Русагро”, “Распадская”, Globaltrans. Какой–то конкретики в вопросе редомициляции от данных компаний не появлялось, бумаги растут лишь на ожиданиях возможного переезда, — отмечают в “БКС Экспресс”. — Это отражает высокую вовлечённость спекулятивного капитала в историю о возможной перерегистрации компаний".

Перспективы зависятот мажоритариев

Итак, констатирует Илья Херсонцев, с начала года расписки на Московской бирже в рублях подорожали на 35–48%, в пересчёте на доллары подорожание составило 5–15%. При этом зарубежные расписки подорожали в долларах на 16–50%.
"Таким образом, ставка на сужение спреда сработала, — отмечает исполнительный директор АРИ. — Однако зарубежные цены всё ещё ниже цен закрытия торгов в феврале 2022 года (без учёта внебиржевых сделок), то есть находятся на низком уровне".
Иначе говоря, возможность для спекуляций сохраняется.
Но как бы то ни было, признаёт Александр Тимофеев, на середину июля рынок сжался. За последние недели и месяцы "предложение было серьёзно пропылесосено покупателями".
И расписки условно разделились на две группы: бумаги, чья дальнейшая судьба не очень понятна, и бумаги, по которым собственники обозначили перспективы и следуют таковым. Это, например, ДР TCS Group, Yandex или Ozon.
"Это расписки, которые всем интересны, но присутствуют на рынке скорее теоретически. Их придерживают", — делится представитель ГК ZERICH.
Так, например, депозитарные расписки иностранного эмитента на акции TCS Group поддерживаются серьёзными ожиданиями, что группа будет ещё одним из эмитентов, который вот–вот проведёт редомициляцию.
"Внутри сегодняшних мотивационных пакетов есть вопросы дивидендов, и это напрямую завязано на возвращение “Тинькофф” в родную гавань, — рассуждает аналитик ГК ZERICH. — У него сменился собственник, который пребывает в РФ и планирует собрать неплохой доход компании за последний год. Похоже, что сейчас эти расписки начнут скупаться за любую цену".
"Рассмотрите ещё “Тинькофф”, так как он более рентабелен и имеет более высокие темпы роста. Это — депозитарная расписка, а значит продаётся дешевле фундаментальной цены, — поддерживает эту точку зрения управляющий активами Cresco Finance Степан Сумин. — А вдруг они вдобавок объявят buyback и будет всем счастье?"
С ДР "Яндекса" ситуация ещё более понятная, компания официально объявила о своих планах по разделению бизнеса на российский и международный.
"Вероятность обмена акций Yandex на акции локального “Яндекса” оцениваем очень высоко (90%)", — подчёркивает Илья Херсонцев.
"Могут быть интересны огромное количество депозитарных расписок. У каждой из них своя история, у каждой своя идея, — рассуждает Сергей Кирюшатов. — Например, я сейчас веду сделки по “Полиметаллу”, поскольку на рынке сложилось представление о будущем этой компании. Ситуация с пропиской в Казахстане, несмотря на все переносы сроков, близится к завершению".
Конечно, по 114–ФЗ российские компании и банки должны пройти листинг и конвертировать расписки в акции. "Лукойл", "Сбер" и ещё ряд игроков закрыли депозитарные программы. Кто–то предпочёл воспользоваться отсрочкой. И сохранилось определённое количество компаний, которые ничего не предприняли. И с их бумагами тоже можно работать на внебиржевом рынке. Этот закон был нужен, потому что, если бы документ не появился, вообще бы никакого движения не происходило. Как результат, например, посмотрите: есть "Газпром", у него множество замещающих облигаций… Короче, весь этот рынок замороженных бумаг ещё очень–очень долго будет актуален. И граждане, которые думают, что за год всё наладится, ошибаются. Есть большое количество российских ценных бумаг, которые застряли за рубежом. Глупо думать, что это история на один год. И не обязательно это должны быть российские или квазироссийские бумаги. Например, у Interactive Brokers LLC есть прямой счёт в Национальном расчётном депозитарии. И соответственно, акции, которые хранятся на его счету в НРД, тоже заморожены.
Игорь Юров
аналитик Mind Мoney
Идея покупки депозитарных расписок на внебиржевом рынке у дружественных нерезидентов только набирает обороты. Мы сталкиваемся с всё большим интересом со стороны инвесторов и с ограниченным предложением. Как только будут первые примеры успешной редомициляции, спрос на такие активы может вырасти кратно. Редомициляция Polymetal в Казахстан сейчас будет очень показательна для многих инвесторов с точки зрения потенциальных рисков и доходности покупки акций на внебиржевом рынке. Стоит ожидать, что спред между депозитарными расписками на бирже и внебиржевом рынке будет уменьшаться. Текущие планы компаний сейчас сложно комментировать, сначала необходимо дождаться законодательной базы. У "Тинькофф" неплохие шансы на переезд в Россию одними из первых, учитывая кипрскую прописку. По разделению "Яндекса" и планов продажи российского бизнеса сейчас конкретики нет, тем более — о возможном buyback. Но при затягивании сделки в компании могут ввести внешнее управление, что существенно снизит потенциал оценки актива.
Ярослав Кабаков
директор по стратегии ИК "Финам"