Невесёлый молочник: кредиторы миллиардера Чернышёва банкротят его наследие

Россельхозбанк подал заявление о банкротстве "Молочной культуры"
Автор фото: "ДП"

Кредиторы петербургского миллиардера Евгения Чернышёва, покинувшего Россию, банкротят его наследие. Иск предъявлен двум компаниям из группы "Молочная культура" на фоне продажи контроля над этим бизнесом инвестору.

Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области зарегистрировал заявления Россельхозбанка о признании банкротом ООО "Молочная культура" и АО "Сельцо", связанных с бизнесменом Евгением Чернышёвым. В материалах обоих споров не указан размер задолженности. На момент сдачи номера суд ещё не принял их к рассмотрению.

Люкс с носиком

Как сообщили "ДП" в пресс–службе Россельхозбанка, в рамках поддержки сельскохозяйственных предприятий Ленинградской области в 2021 году банк предоставил "Молочной культуре" кредит на инвестиционные цели, в том числе по льготной ставке.
"После прекращения исполнения группой кредитных обязательств перед банком, а также в связи с возбуждением процедуры банкротства в отношении бенефициара и поручителя Евгения Чернышёва по заявлению ПАО “Банк “Санкт–Петербург” банк в целях защиты своих интересов приступил к реализации мероприятий по принудительному взысканию задолженности", — заявили в Россельхозбанке.
Деньги предприятие брало на модернизацию. Новую производственную линию по изготовлению творожных сырков, йогуртов и десертов в марте 2022 года торжественно запускал губернатор Ленобласти Александр Дрозденко и руководитель филиала Россельхозбанка Алексей Кольчик.
"Молочная культура" считается самым современным молокозаводом в Ленинградской области мощностью 50 тыс. тонн в сутки. В составе группы также племенной завод на 2 тыс. коров и более 2 тыс. га земли, на которой выращивают корма. Предприятие запустили в 2013 году, инвестировав в его первую очередь около 700 млн рублей.
Это необычный бизнес в стиле люкс. Так, травяную смесь для животных в "Молочной культуре" высеивают по рецепту экспертов из Голландии, коров голштинской породы доят под классическую музыку, продукцию выпускают по особым рецептам, а продают в запатентованном стакане с носиком.
В 2000–х годах Евгений Чернышёв вместе с партнёром по бизнесу Михаилом Ляско стали крупными экспортёрами зерна. Основанная ими группа "Артис" была также известна как крупный поставщик питания в школы и детские сады Петербурга. Сельским хозяйством и производством молочных продуктов в категории люкс было решено заняться параллельно.

Поток иссяк

С финансовой точки зрения положение молочной группы выглядит устойчивым, но не выдающимся. Так, чистая прибыль ООО "Молочная культура" в 2022 году составила 2,3 млн рублей при выручке 1,1 млрд. У ТД "Молочная культура" выручка за 2022 год — 1,3 млрд рублей, чистая прибыль — также 2,3 млн.
Как говорят источники "ДП" на рынке, раньше финансовые вливания в этот бизнес делали другие активы "Артиса". Кредит на модернизацию взяли, когда у этих направлений начались проблемы. Сначала группа потеряла рынок госзаказа после обвинений в сговоре на торгах. Затем Евгений Чернышёв стал фигурантом уголовного дела (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, группа лиц под видом экспорта зерновых культур незаконно подавала заявления налоговикам на возмещение налога на добавленную стоимость от имени "Артис–Агро Экспорт". Причинённый ущерб оценивался в 42 млн рублей. Тогда бизнесмена хотели арестовать, но не смогли найти и объявили сначала в федеральный, а затем в международный розыск. Как говорил его адвокат, предприниматель проходит лечение за рубежом. С тех пор официальных новостей о расследовании не публиковалось.
На данный момент компания "Артис–Агро Экспорт" признана банкротом. Несколько других юрлиц, связанных с бизнесменом, ликвидированы. К холдингу "Молочная культура" Евгений Чернышёв официально больше не имеет отношения: в 2022 году он покинул и состав учредителей, и пост генерального директора.
Сам предприниматель недавно также признан банкротом по иску банка "Санкт–Петербург" на 377,97 млн рублей, введена реструктуризация долгов. Поводом для иска стали кредиты компании "Артис–Агро Экспорт", за которые тот поручался лично. Заявление на включение в состав кредиторов в рамках этого дела также подал "Сбер" (на 704,9 млн). В январе 2024–го суд рассмотрит ещё и заявление от ВТБ.
Финансовым управляющим бизнесмена назначена Юлия Меринова (она не ответила на запрос "ДП"). Против её кандидатуры возражал сам Чернышёв, указав, что её опыт в качестве арбитражного управляющего не превышает 2 лет. Кроме того, она является управляющим на 27 банкротных процедурах, из которых в 11 участвуют банки — кредиторы Чернышёва.
В рамках этого дела кредиторы просили наложить арест на доли в компаниях, связанных с "Молочной культурой". По их мнению, предприниматель последние годы уменьшал в них объёмы своего имущества, сведя в итоге долю к нулю. Аналогичное ходатайство подавала и Юлия Меринова. Но они были отклонены судом, а затем у молочного бизнеса, вероятно, началась новая история.

Субсидиарка на горизонте

В минувшем августе Федеральная антимонопольная служба дала предварительное согласие московскому ООО "Продукты Питания" на покупку доли в уставном капитале "Молочной культуры". В ноябре эта компания стала совладельцем трёх компаний: ООО "Молочная культура" (25,1%), ООО "ТД “Молочная культура”" (79%) и ООО "Висмар Эстейт" (79%). Владелец инвестора — компания "Сигнет Капитал", которая занимается доверительным управлением для физических и юридических лиц и может быть связана со структурами экс–сенатора и миллиардера Глеба Фетисова, писал "Ъ". В "Сигнет Капитале" отказались от комментариев.
"“Молочная культура” пыталась сделать всё возможное для урегулирования проблемного долга перед Россельхозбанком. Однако длительный переговорный процесс пока не привёл к положительному результату. Тем не менее наши предприятия продолжают работать и выполняют все свои обязательства перед контрагентами", — сказала "ДП" генеральный директор ООО "УК “Молочная культура”" Наталья Красикова. Она добавила, что "Молочная культура" рассчитывает, что приход нового инвестора позволит закрыть все финансовые вопросы с Россельхозбанком.
В агропромышленном блоке правительства Ленобласти сообщили, что предприятие продолжает работать, а также что власти региона прилагают все усилия для его развития.
В сентябре ВТБ обратился в арбитраж, чтобы оспорить выход Евгения Чернышёва из состава собственников "Молочной культуры".
"Чернышёв Е. А. является поручителем по обязательствам ООО “Артис–Агро Экспорт”, которому ранее ВТБ предоставлял два кредита на финансирование текущей деятельности. В соответствии с решениями Мещанского районного суда г. Москвы с Чернышёва Е. А. в пользу банка взыскана задолженность в размере 1,4 млрд рублей и $16,1 млн", — прокомментировали в банке.
Апелляция в начале ноября отменила ранее принятое решение о наложении обеспечительного запрета, ближайшее заседание по существу намечено на 7 декабря.
Управление бизнесом, бенефициары которого покинули Россию, зависит от большого количества факторов: степени вовлечённости, вида и масштаба, периода и причин отсутствия. Как следствие — универсальное решение отсутствует, а в каждой конкретной ситуации есть своя система "сдержек и противовесов". Можно выделить классические механизмы опционов, корпоративных договоров, передачи бизнеса во временное держание или в управление менеджменту или доверенным лицам. Если речь идёт лишь о формальной передаче, то, конечно, человек должен пользоваться очень большим доверием. В противном случае риски утраты актива кратно возрастают или даже становятся абсолютными. Контролировать такого человека зачастую невозможно, поэтому в систему встраивают разные механизмы защиты и обеспечения лояльности. Как в комедии Островского "Свои люди — сочтёмся". "Молочная культура" — это "пищёвка", а производственный актив требует постоянного контроля как за потоками изготовления и реализации продукции, так и за процессом технического перевооружения актива. В текущих условиях ограничений такой бизнес скорее может обеспечить "самоокупаемость", нежели представлять собой сильный дивидендный источник. Судьбу актива, по всей видимости, будут решать кредиторы предприятия вместе с текущим менеджментом. Не исключено, что текущее инициирование процедуры банкротства — это часть сделки по передаче актива новому собственнику.
Арутюн Саркисян
адвокат, эксперт в сфере реструктуризации и антикризисного управления
Одно из последствий геополитических перемен 2022 года, которое мы наблюдаем в АПК, — бум сделок по слияниям и поглощениям (M&A). Компании продаются по различным причинам. Например, малые и средние бизнесы часто выходят на рынок M&A из–за снижения рентабельности на фоне роста себестоимости и пошлин, не имея при этом финансовой устойчивости, сопоставимой с крупными игроками. До сих пор количество таких запросов сохраняется на высоком уровне. При этом со стороны покупателей также наблюдается большой интерес к приобретению новых активов в АПК. Интересным фактом является то, что зачастую отечественные агрохолдинги, ищущие варианты развития через M&A, не успевают сделать предложение или проигрывают по условиям сделок непрофильным инвесторам. В итоге достаточно серьёзная доля активов сосредоточилась в руках бенефициаров, которые искали "тихую гавань" для капитала на момент серьёзного переформатирования экономики. В среднесрочной перспективе мы ожидаем вторую волну M&A вследствие того, что, с одной стороны, риски снизятся, с другой — упадёт эффективность отдельных бизнесов. Управление компаниями АПК предполагает большое вовлечение акционера в операционные процессы и соответствующую экспертизу. Многие активы после покупки теряют устоявшиеся синергии или интеграции.
Дмитрий Касаткин
управляющий партнёр Kasatkin Consulting, в исследовании "Инвестиционная карта АПК в России"
Кредитование предприятий, занимающихся сельским хозяйством, имеет существенный объём рисков. Ни один кредитор не заинтересован в уничтожении бизнеса, его главная цель — вернуть деньги. И если предприятие работающее, а кредитор инициирует банкротный иск, то, вероятно, это способ давления на собственников и менеджмент. Но если у компании уже есть трудности, банкротство — единственно верный способ для кредитора вернуть свои инвестиции.
Татьяна Грушко
директор по развитию бюро юридических стратегий Legal to Business
Часто стратегия кредитора, желающего приблизить момент выплаты задолженности, сводится к возбуждению процедуры банкротства. Когда производственное предприятие находится в тяжёлом финансовом положении, лавировать между претензиями кредиторов — как ходить по тонкому весеннему льду. Опасно, а тем, кто провалился, требуется посторонняя помощь, чтобы спастись. Учитывая наличие других кредиторов, заявление РСХБ о банкротстве выглядит логичным. В позитивном варианте банк сможет быстрее получить деньги. В случае негативного сценария банк будет контролировать процесс как заявитель по делу.
Александр Соловьёв
партнёр юридической компании "Маранц, Соловьёв и партнёры"