На пепелище: пожар на складе в Петербурге может нанести непоправимый урон WB

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Пожар на петербургском складе компании Wildberries стал очередным репутационным ударом для лидера российской интернет-торговли, а также вскрыл ряд отраслевых проблем.

В выходные, 13–14 января, в Шушарах сгорел основной склад Wildberries в Петербурге и на Северо-Западе площадью 105,8 тыс. м 2 . По оценке участников рынка, с него отгружалось около 9% всех заказов маркетплейса. Все товары, находившиеся на складе, сгорели. Страховщики предварительно оценили ущерб в 10–12 млрд рублей. Люди в результате пожара серьёзно не пострадали.
Wildberries это ЧП грозит не только финансовыми, но и репутационными потерями. Компания не впервые оказывается в информационных лентах СМИ с негативными инфоповодами. Так, недавно маркетплейс под общественным давлением отменил дополнительную комиссию при оплате товаров картами Visa и Mastercard. А в прошлом году неоднократно возникали конфликты между компанией и владельцами пунктов выдачи заказов, доходившие до забастовок последних.

Почему склад работал без разрешения

На этот раз одной из тем, всплывших ещё во время пожара, стало отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию склада. Wildberries отреагировал пресс–релизом о том, что объект получил заключение о соответствии (ЗОС): "Для его получения всегда создаётся комиссия, куда входят специалисты Ростехнадзора, МЧС, Госстройнадзора, инспекторы по электрическим сетям и пожарной безопасности, — пояснили в компании. — В рамках комиссии представители ведомств подтвердили полное соответствие объекта проектной документации и проверили работоспособность систем оповещения и пожаротушения. В том числе были проведены практические испытания систем автоматического пожаротушения и оповещения».
Между тем эксплуатация объекта без разрешения на ввод является административным правонарушением (ст. 9.5 КоАП), штраф для юрлиц составляет 0,5–1 млн рублей. Правда, кто должен следить за этим — непонятно. С момента выдачи ЗОС не предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора, сообщили "ДП" в Госстройнадзоре Петербурга. "Соответственно, с 08.07.2022 (дата выдачи ЗОС. — Ред.) службой в отношении объекта не проводились какие-либо контрольные (надзорные) мероприятия в связи с отсутствием правовых оснований", — отметили в ведомстве.
Ввод в эксплуатацию — это формальный процесс, объясняет партнёр юридической компании "Качкин и партнёры" Дмитрий Некрестьянов. Объект не вводится, если отсутствуют какие-либо документы.
"Как правило, это происходит из-за сезонности работ по благоустройству и пусконаладке сетей либо неготовности сетей по постоянной схеме. Иногда народ так жулит, чтобы не платить налоги на имущество. Но налоговая последние несколько лет эту лавочку прикрыла", — говорит юрист.
Сколько объектов, получив ЗОС , официально не введены в эксплуатацию, в Госстройнадзоре не знают. Участники рынка считают, что не очень много. Но теперь многие ожидают реакции контролирующих ведомств.
"Скорее всего, в ближайшее время по всем складам пройдут проверки, кого-то показательно закроют. Но, думаю, к началу весны всё придёт в норму", — говорит один из консультантов складского рынка.
В МЧС оперативно не ответили на запрос "ДП".

Чем заменят сгоревший объект

Как уже было сказано, сгоревший склад был основным для компании в регионе. Но Wildberries уверяет, что это не проблема.
"Значимого влияния ситуации в Шушарах на логистику компании в целом и логистику в регионе не ожидается, — заявила компания. — Мы уже перераспределяем потоки на другие склады. Wildberries — крупная компания с собственной сетью логистики и большим количеством складов — всего их более ста. Склад в Шушарах — не самый крупный по размеру. Например, площадь подмосковных складов в Коледино или Электростали в несколько раз больше. Всего у Wildberries более 1,5 млн м2 собственных складских площадей".
Однако в Петербурге нет готовых к аренде складских блоков больше 20 тыс. м2 , говорят в Nikoliers. Две трети объёма складских площадей, сданных в последние 4 года, были построены для собственных нужд компаний, отметили эксперты.
"Wildberries сейчас активно и в срочном порядке ищет площади в аренду, они будут рассматривать все возможные вакансии и забирать даже небольшие площади. По информации на рынке, компания уже арендовала 6 тыс. м2 в складском комплексе "Лента" на Московском шоссе и ведёт переговоры об аренде последнего крупного блока в Петербурге площадью 20 тыс. м2 на юге города", — рассказывает партнёр, руководитель отдела индустриальной и складской недвижимости IPG.Estate Филипп Чайка. По его мнению, это приведёт к тому, что в 2024 году ставки аренды будут расти ещё стремительнее, а уровень вакансии останется на предельно низких значениях, несмотря на рекордный объём ввода.

Сохранится ли лояльность к Wildberries

Ещё один вопрос, который немедленно возник в связи с пожаром, — кто компенсирует стоимость сгоревших товаров, принадлежавших продавцам-партнёрам маркетплейса. На него в Wildberries дали ответ достаточно быстро, уже на следующий день объявив о выплатах компенсаций продавцам, благо весь товар, как заявили в компании, был застрахован. В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) подтвердили, что первые выплаты уже начались.
Правда, в телеграм-каналах распространяются сканы писем, якобы разосланных продавцам от имени Wildberries, в которых компания благодарит тех, кто добровольно отказывается от выплат "в поддержку" пострадавшего бизнеса. Однако их достоверность не подтверждена.
Также остаётся открытым вопрос лояльности клиентов, часть которых столкнулась с отменой своих заказов. В условиях, когда ассортимент лидеров рынка интернет-торговли во многом пересекается (большинство продавцов работают на двух–четырёх площадках), не исключён уход покупателей на другие площадки. Всё это происходит на фоне продолжающегося бума интернет-торговли. Рынок растёт на десятки процентов ежегодно начиная с пандемийного 2020 года. По данным Data Insight, объём рынка в России за первое полугодие 2023 года составил 2,7 трлн рублей, это на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из этой суммы 97,2% приходится на покупки в российс ких компаниях интернет-торговли.
За весь 2023 год, по предварительным оценкам, онлайн-продажи выросли на 38% — до 7,9 трлн рублей. Лидеры российского рынка — Wildberries и Ozon, на которых приходится две трети от количества всех заказов и около 53% в их денежном выражении. При этом продажи на Wildberries в первом полугодии 2023 года превышали аналогичные показатели Ozon вдвое.
Co–founder группы компаний в области электронной коммерции TOGO Антон Бестугин: На мой взгляд, инцидент повлияет на работу с маркетплейсом с точки зрения диверсификации рисков. Но, например, после потопа в Электростали (на складе Wildberries. — Ред.), который случился летом, мы не заметили каких-то сильных изменений или массового отказа селлеров и покупателей от Wildberries. Соответственно и после пожара не последует глобальных изменений среди участников e-com-процессов. Пожар напрямую коснулся наших селлеров. Так, у наставника акселератора TOGO на складе в Шушарах содержался товар на 1,5 млн рублей в закупочных ценах, в основном одежда. Но дело не только в прямых денежных потерях. Например, существует такая метрика, как оборачиваемость капитала. Сейчас деньги за пропавшие товары заморожены до момента выплаты компенсации. Соответственно, прибыли селлеры уже не получат. Кроме того, есть продавцы, которые уже готовились к гендерным праздникам. Теперь они не успеют закупиться либо произвести товар к сезону, ведь деньги останутся замороженными. Wildberries сразу, ещё в день происшествия, официально опубликовал новость о компенсации. Первые выплаты продавцам начались с 16 января. В личном кабинете продавца это отображается как обычная продажа. Есть основания полагать, что это затянется надолго. Например, после аналогичного происшествия со складом Ozon на Новорижском шоссе в 2022 году селлеры ждали выплат около трёх с половиной месяцев. Тогда вернули всё, что обещали. Из сообщения Wildberries мы знаем, что компенсации рассчитываются с учётом среднерозничной цены на товар за вычетом стандартных расходов — комиссии маркетплейса и стоимости логистики.
Строительный эксперт Алина Плетцер: Администрации районов и органы Госстройнадзора следят за происходящим на стройплощадках в части своих компетенций. Последние уполномочены по наложению штрафов за производство незаконных работ или эксплуатацию объектов нового строительства без соответствующей документации. После недавней корректировки законодательства волна строек без выданных разрешений на строительство пошла на убыль, но эксплуатация объектов без разрешения на ввод до сих пор не влечёт за собой серьёзных штрафов и последствий, поэтому встречается не редко. Может быть несколько объяснений тому, почему застройщик долгое время после завершения строительства не получает разрешения на ввод, в том числе — добросовестный застройщик. ЗОС — документ о соответствии объекта всем нормам безопасности, подписанный инспекторами. Его наличие говорит о том, что все системы построены в соответствии с проектом и нормами. Для получения разрешения на ввод нужно подтвердить, что объект соответствует выданному разрешению на строительство, не противоречит Градостроительному законодательству, Земельному кодексу, проекту планировки территории, согласованному архитектурно-градостроительному облику и т. п. Зачастую за время строительства даже добросовестно согласованный проект перестаёт им соответствовать, что иногда приводит к корректировке документации, а в редких случаях — к изменениям на объекте.
Генеральный директор ООО "Совет по страхованию" Юрий Волков: Не знаю, был ли застрахован сам склад или товары на складе. На самом деле ничего не мешает страховать построенный объект, не сданный в эксплуатацию. По моей информации, этот склад осматривали некоторые компании для целей страхования. Если в итоге окажется, что оформить качественный договор не успели, то это послужит уроком всем собственникам, которые не уделяют страхованию должного внимания.
Президент АКИТ Артём Соколов: В случае с Wildberries ключевым фактором оказалась скорость реагирования, принятие адекватных мер и выполнение своих обязательств перед партнёрами и покупателями. Как сообщила компания, карточки товаров, которые находились на сгоревшем складе, уже скрыты, клиентам, которые ждали заказ со склада в Шушарах, перезаказали товары или перевели деньги за отмену, а продавцам начали выплачивать компенсацию. Подтверждение от партнёров Wildberries о начале выплат мы получили также в рамках работы комиссии при Минпромторге России.