Курьеров в Петербурге хотят заставить отвечать за нарушения ПДД

Депутаты Законодательного собрания Санкт–Петербурга решили взяться за курьеров, которые не соблюдают ПДД и провоцируют возникновение дорожных инцидентов. Но инструментов влияния на ситуацию у города недостаточно.

Спрос на доставку еды и продуктов последние несколько лет постоянно растёт, соответственно и курьеров на улицах города становится больше. Многие из них передвигаются на средствах индивидуальной мобильности (СИМ) — самокатах, велосипедах или скутерах. Так как оплата, как правило, зависит от скорости доставки заказа, курьеры нередко пренебрегают правилами ПДД. Это вызывает многочисленные жалобы со стороны других участников дорожного движения — как водителей, так и пешеходов.

Номер на сумке

На состоявшемся на этой неделе заседании постоянной комиссии ЗакСа по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры было решено обратиться в ГИБДД с просьбой организовать ежемесячные рейды по проверке соблюдения ПДД сотрудниками служб доставки, а также привлечь к контролю за курьерами Северо–Западную ассоциацию развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры (ассоциация "Пошли–поехали").
Как рассказал корреспонденту "ДП" депутат Алексей Цивилёв, предпринимателей, которые представляют курьерские службы (компании "Яндекс", "ВкусВилл", "Сбер", "Самокат"), депутаты попросили вписать в договоры с доставщиками пункт об ответственности, чтобы они сами штрафовали своих сотрудников за нарушения ПДД. "Прозвучала инициатива создать горячую линию для обращений. Компаниям предложили организовать внутреннюю систему и закрепить за каждым курьером свой номер. Он будет указываться крупным шрифтом на их одежде и сумках, чтобы в случае жалоб свидетели нарушения могли сообщать о том, какой конкретно сотрудник и где нарушил правила движения", — добавил Цивилёв.
Чаще всего аварии происходят, когда доставщики не спешиваются со средств передвижения в положенных местах или проезжают на красный свет. По итогам заседания комиссия ЗакСа сформировала проект решения. После внесения доработок депутаты сформируют текст постановления, где будут закреплены способы регулирования работы курьерских служб в части передвижения.
"Мы хотим выделить курьеров как отдельных участников дорожного движения. Сейчас их не отделяют от самокатчиков и велосипедистов, которые просто ездят по улицам, а нужно, чтобы их передвижение регулировалось отдельно. Мы не успеваем с нормативным регулированием за тем, как развиваются эти службы. Требуется взвешенное решение этих вопросов", — подчеркнул депутат Цивилёв.
Кроме прочего, было отмечено, что проблема не носит региональный характер. Аналогичные сложности наблюдаются и в Москве.
"ДП" направил запрос в ГУ МВД СПб и ЛО с просьбой прокомментировать перспективы внесения соответствующих изменений в ПДД.

Дай дорогу доставщику

Председатель совета ассоциации "Пошли–поехали" Константин Мазеин указывает, что активисты ещё до начала столь активного развития доставок и кикшеринга поднимали вопрос развития необходимой инфраструктуры.
"Сегодня в Петербурге есть выделенные участники для движения на велосипедах и самокатах, но они не связаны в единую сеть, не всегда управляющий СИМ может попасть с одной велодорожки на другую. Основная проблема в этом, она касается и курьеров. Если с тротуаров и с проезжей части все они перейдут на выделенную для них дорожку, это принесёт больше удобства всем участникам дорожного движения, не говоря уже о безопасности", — отмечает Мазеин.
Ассоциация "Пошли–поехали" также выступает за снижение максимально допустимой скорости до 50 км / час на магистральных улицах и до 30 км / час на прочих, где есть тротуары с пешеходами и уличная парковка. Кроме того, необходимо отменить нештрафуемый порог в 20 км / час. Эксперты ассоциации считают необходимым создать в городе постоянно действующий орган, объединяющий бизнес, исполнительную, законодательную власть и общество. Это позволило бы разрабатывать инициативы, которые устраивали бы все стороны.
На заседании комиссии ЗакСа представители компаний, работающих с курьерами, рассказали, что у них есть своя система обучения и контроля за соблюдением ПДД.
"Например, в “Яндексе” курьеры следят друг за другом на проблемных точках и могут остановить коллегу, предупредить его, что он нарушил ПДД. Тех, кто постоянно забывает о правилах, приглашают на дополнительное обучение. Мы такой подход приветствуем", — рассказал Константин Мазеин.
По его мнению, рабочей может стать и предложенная депутатским корпусом горячая линия, куда горожане смогут сообщать, если увидят нарушающего правила доставщика.
В пресс–службе "ВкусВилла", комментируя тему, отметили, что перед подключением к сервису каждый курьер проходит обучение правилам безопасности и ПДД. Для кураторов курьеров также проводится обязательное обучение.
"В 2023 году “ВкусВилл” заменил все электровелосипеды в велопарке внутренней аренды на велосипеды с указанным типом аккумуляторов. Прежде всего это позволяет существенно снизить пожарный риск, обеспечить безопасность для команды даркстора, покупателей и жителей городов", — добавили в компании. В компаниях "Яндекс" и "Самокат" на запрос "ДП" не ответили.

Переложить ответственность

Эксперты, с которыми пообщался "ДП", в основном видят резон в отделении курьеров от "рядовых" самокатчиков и велосипедистов. На арендуемых СИМ регулируется скорость, можно отследить их геопозицию, использование или неиспользование в определённое время года. В то же время у персональных ТС, на которых передвигаются курьеры, нет этих ограничений — ездить возможно и зимой, и на любой скорости.
Как рассказала соруководитель практики защиты прав инвесторов компании "Интерцессия" Анастасия Чумак, судебные споры между курьерами и службами доставки в России довольно распространены. Но чаще они касаются вопросов оплаты труда. Претензии же в части безопасности более редки.
"Как правило, они связаны с транспортом, который предоставляет курьерская служба (в случае, когда она это делает). Например, из–за неисправности транспортного средства может произойти ДТП. Тогда курьер будет стараться перенести ответственность, курьерская служба, в свою очередь, может обвинять курьера в порче самоката или велосипеда", — поясняет юрист.
Внесение изменений в ПДД или принятие законодательных норм на региональном уровне может создать очередную запретительную норму, но будет ли это гарантировать её соблюдение? По мнению юристов — сомнительно.
Партнёр компании "Братья Яблоковы" Артём Яблоков решение проблемы видит в выстраивании диалога именно с агрегаторами заказов, то есть с юридическими лицами.
"Законодательные санкции при их введении должны касаться и работодателя, который будет выстраивать внутрикорпоративный диалог с курьерами. Например, путём организации видеоконтроля (выборочного) со стороны службы доставки за выполнением заказа с целью исключить перегрузку непосредственного исполнителя", — считает эксперт. Причём, по его мнению, при таком подходе вопрос о повышении зарплаты при увеличении перечня требований к работе курьера игнорировать недопустимо.
Аналитики hh.ru предполагают, что в 2024 году будет сохраняться повышенный спрос на курьеров. В первую очередь это связано с развитием маркетплейсов и общепита, которым на постоянной основе требуются доставщики. При этом важным фактором, который может помещать развитию данного тренда, может стать домашняя экономика граждан.
По консенсус–прогнозу Центробанка и Минэкономразвития, 2024 год с точки зрения динамики ВВП выдастся сложным. "Это может повлиять на спрос на товары и привести к снижению потребности в курьерах. С другой стороны, не стоит забывать, что дефицит людей никуда не исчезнет, а значит, курьеров, которые нужны маркетплейсам, в случае падения спроса могут разобрать другие отрасли или даже перепрофилировать их", — считают эксперты рынка труда.
Конфликты с теми, кто передвигается по городу и создаёт угрозу безопасности, для Петербурга не новость. Это касается как курьеров, так и водителей самокатов. Ранее спорные ситуации возникали и с водителями маршруток. Самое главное, чтобы необходимость жёсткого регулирования не возникла после трагедии, то есть чтобы меры принимались как предупреждение несчастных случаев. Примерно 10 лет назад за нарушение скоростного режима водителями такси их штрафовали в таксопарке. Выявить факт превышения можно было по ГЛОНАСС и GPS. В теории нечто подобное сейчас можно разработать для курьеров. Но тогда стоит понимать, что любое дополнительное оборудование и его обслуживание будет не бесплатным, а это в свою очередь скажется на ценах в сервисе доставки. Однозначное решение этой проблемы предложить сложно, права курьеров тоже должны быть защищены. Что касается горячей линии, куда можно будет жаловаться на курьера, сообщив его номер, указанный на одежде, здесь встанет вопрос доказательной базы. Чтобы её обеспечить, нужно будет настроить наблюдение за доставщиками камер городской сети. И снова вопрос будет упираться в соразмерность эффективности и затраченных ресурсов.
Владимир Меньшиков
председатель совета НП "Союз малых предприятий Санкт–Петербурга"
Нарушения, на которые обращают внимание, — это ПДД. Как таксист, который, желая поскорее доставить пассажира в аэропорт, выскакивает на встречку, к примеру. Если для курьеров ужесточать наказание, то это будет явным нарушением нашей Конституции: перед законом все равны. А если делать им послабления, то это не специальные субъекты, у которых есть отдельное регулирование по соблюдению ПДД (как, к примеру, у автомобилей скорой помощи или полиции).
Натэла Пономарёва
управляющий партнёр адвокатского бюро "Натэла Пономарёва и партнёры"
Перед тем как штрафовать за нарушения чего–либо, в том числе ПДД, нужно убедиться в том, что соблюдать норму реально. Конкретно в данном случае — сначала проверить транспортную инфраструктуру, её корректность и доступность для передвижений без нарушения норм ПДД, выявить дефекты. После проверки провести мероприятия по улучшению инфраструктуры и приведению в соответствие (при необходимости), довести до сведения курьеров (через их работодателей или заказчиков) информацию об ужесточении контроля. И только после этого перейти к реальным санкциям в виде штрафов за несоблюдение ПДД.
Наталья Вайнберг
юрист адвокатского бюро "Стиран, Сегал и партнёры", общественный деятель