ЕАЭС готовится усилить контроль за импортом автомобилей в Россию

Автор фото: Tobias Tullius/unsplash
Правительство России собралось более жёстко контролировать то, насколько корректно начисляются и уплачиваются таможенные платежи по автомобилям. Об этом говорится в проекте поручения премьер-министра Михаила Мишустина Евразийскому межправительственному совету, сообщают "Известия".
По этому проекту, членам ЕАЭС (Армении, Белоруссии, Казахстану, Киргизии и России) предлагают создать "единый процесс управления рисками и создание единых профилей рисков для всех таможенных служб". Срок реализации этой идеи — 1 апреля 2024 года.
Кроме того, предложено допустить таможнями стран ЕАЖС "совместные мероприятия по организации таможенного контроля" за товарами, которые были оформлены в одной стране-участнице, а потом ввезены в другую; при этом предусматривается возможность дополнительного начисления таможенных пошлин и иных платежей.
Также в планах — усиления контроля за транспортными средствами, которые были оформлены по льготам в одной стране, а используются в другой.
"Это нивелирует предпринимаемые в Российской Федерации меры по развитию внутреннего производства, а также сокращает поступления в федеральный бюджет", — говорится в проекте.
Замысел состоит в том, чтобы таможенные органы ЕАЭС каждый месяц направляли в Евразийскую экономическую комиссию сведения о средней таможенной стоимости ввозимых товаров (прежде всего автомобилей) в страну-участницу союза из третьих стран. Документ приводит пример нарушений таможенного законодательства с существенным занижением их таможенной стоимости: ввоз в Россию электромобилей, которые были оформлены в Киргизии.
Машины с заниженной таможенной стоимостью ввозятся в Россию не только из Киргизии, сказал изданию вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Известно много случаев, когда машины, цена которых на бумаге явно ниже рыночной, проходят таможенное оформление в Армении и Казахстане.
Если говорить о конкретных случаях, к примеру, Toyota Camry 2022 года выпуска, ввезённая в Казахстан через Грузию, по таможенной декларации стоит $10 тыс. (чуть более 910 тыс. рублей по курсу Центробанка). А по данным портала Auto.ru, дешевле 2,8 млн рублей такая модель в России не стоит.
Ещё пример: Mitsubishi Montero Sport, тоже ввезённая через Казахстан, и по декларации оценённая в $16 тыс. (1,47 млн рублей), при реальной рыночной стоимости от 4,1 млн рублей.
Так как размер пошлины рассчитывается в том числе с учётом цены, которая указана в декларации, экономия получается значительная, говорит Антон Шапарин. Недоплата таможенных платежей в бюджет исчисляется "сотнями миллионов долларов".
Как писал "Деловой Петербург", в начале 2024 года доля проданных автомобилей с пробегом дешевле 1 млн рублей выросла в городе до 69%. В октябре прошлого года такие машины выбирали 60,5% покупателей.
Автомобили стоимостью до 1 млн рублей на вторичном рынке представлены наиболее популярными брендами последних лет. Всплеск интереса к ним в последние месяцы был вызван, в том числе, ростом цен на первичном рынке за 2023 год более чем на 20%.
В 2023 году рынок подержанных машин увеличился на 17% за счёт очень старых моделей. Лидером рынка среди моделей стал Ford Focus.